Александр Белов: Решать проблемы демографии путём привлечения мигрантов - абсурд!
Численность трудоспособного населения России в следующем году сократится на 300 тысяч человек. Такие неутешительные прогнозы накануне сделал директор Центра этнополитических и региональных исследований, эксперт Московского бюро по правам человека Владимир Мукомель, отметив, что через десятилетие буквально ежегодно из трудоспособного населения нашей родины будет выбывать еще около миллиона. Только вдумайтесь, какие цифры! И на фоне этих прогнозов вновь звучит уже набивший оскомину призыв - давайте позовем наших соседей из стран СНГ, пусть помогут нам с дефицитом рабочих рук!
Зачем решать проблему с демографией и трудовыми ресурсами за счет миграции? Той самой миграции, о представителях которой с утра и до ночи сегодня говорят в новостных выпусках. Нападения скинхедов, проявление ксенофобии, разжигание межнациональной розни, разве это не суть последствия непродуманной миграционной политики?.. А можно ли как-то иначе сегодня решить проблему нехватки рабочей силы? Зачем в Свердловскую область едут таджикские учителя и медики и чего Среднему Уралу ждать от такого десанта? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Накануне.RU ответилАлександр Белов, лидер "Движения против нелегальной иммиграции".
Вопрос: Александр Анатольевич, как Вы оцениваете ситуацию, которая в данный момент сложилась в России в отношении иммиграции?
Александр Белов: Ситуация критическая. Россия, несмотря на скудость наших финансовых возможностей, по уровню наличия легальных и нелегальных мигрантов на втором месте в мире после Соединённых Штатов! Наша экономика не выдержит этого перенапряга, и скоро в нашем обществе начнутся конфликты похлеще, чем во Франции.
Вопрос: То, что Россия находится на втором месте - это официальная информация?
Александр Белов: Это информация Кофи Аннана.
Вопрос: Но ведь известно, что в России существует потребность в рабочих руках…
Александр Белов: Нет, этой потребности не существует, это миф! В России существует потребность в нормальных рабочих местах и в переоснащении производства - это факт. Если кто-то думает, что, используя копателей и всяких неграмотных рабочих, можно поднять экономику - это глубокое заблуждение.
Как пример - отставание Германии от Японии в экономическом аспекте связано с тем, что Германия зачем-то использовала труд турок, а японцы переоснащали свою промышленность. А у нас промышленность осталась на уровне семидесятых годов.
Надо срочно вливать деньги стабилизационного фонда с развитие нашей экономики, а не привлекать мигрантов! Потребности в трудовых мигрантах нет. Потребность есть, например, в менеджерах. Нужны хорошие специалисты в области организации производства, информационных технологий. Но такие люди уезжают из страны, а приезжают люди, которые даже дрель никогда в руках не держали.
Вопрос: Может быть, у Вас есть предложения, каким образом восполнять недостаток рабочих рук?
Александр Белов: Недостатка нет, в стране шесть миллионов безработных. Если предприятия нуждаются в рабочих руках, то в экономике есть такой интересный элемент, как уровень зарплаты. Предприятия в состоянии платить нормальные деньги, но для этого нужно, чтобы руководитель или хозяин предприятия получал не в десять тысяч раз больше, чем простой рабочий, а хотя бы в тысячу. Тогда можно будет платить нормальную зарплату, а сейчас в России невероятное расслоение.
Зарплата менеджера в Швеции выше зарплаты рабочего в 4-5 раз, а в России речь идёт совсем о других цифрах. Естественно, предприятия нанимают тех, кто готов работать за похлёбку. Наши работники просто не в состоянии выдержать экономическую конкуренцию. Только для того, чтобы содержать квартиру в Москве нужно $150, а есть ещё жена, дети и т.д. Естественно, поскольку любой мигрант из Таджикистана или Азербайджана может содержать семью на $100, на работу берут его. И мы не можем в этой ситуации конкурировать. А если мы поставим барьер по найму неквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, то уровень зарплат сам собой выровняется.
Ещё один момент: недостаточно работает система управления в связи с региональным перераспределением ресурсов. На Северном Кавказе избыток рабочей силы - там молодёжи нечего делать, она отращивает бороды и становится ваххабитами. А их нужно задействовать в работе. Кроме того, есть предприятия, которые неэффективны и могут держаться только за счёт рабской силы. А рабство в мире вообще-то запрещено. Поэтому такие предприятия необходимо закрыть.
Вопрос: Каким образом Вы предлагаете решать вопрос с русскими, желающими приехать в Россию из стран бывшего СССР?
Александр Белов: Когда говорят о том, что соотечественники хотят вернуться на родину, надо принять закон, в котором будет сказано, что соотечественником может являться тот, чьё происхождение по прямой восходящей линии из России. Плюс к этому, для тех случаев, когда трудно что-то доказать, надо вводить этнический принцип, то есть те народы, которые исторически здесь проживают, например, русские и татары, имеют право вернуться по закону о репатриации. Сейчас этот закон рассматривается комиссией при президенте, которую возглавляет Виктор Иванов, надеюсь, что закон будет принят, он давно нужен. Все остальные не являются никакими соотечественниками, потому что так можно дойти до того, что записывать в соотечественники китайцев в связи с тем, что Харбин раньше был российской территорией.
Вопрос: Допустим, ограничение по прибытию мигрантов будет введено. А у Вас нет опасения, что предприниматели, учитывая, что нанять таджикского рабочего дешевле, чем россиянина, будут пытаться действовать в обход законов - границу ведь на 100% не закроешь?
Александр Белов: На самом деле ничего сложного в том, чтобы закрыть границу, нет, это надуманно. Специально некоторые ведомства и организации у нас в государстве создают видимость того, что это сложно. А на самом деле это не сложно ни в Швейцарии, ни в Японии, нигде - напротив, это возможно и реально.
Вопрос: Скажите, с учётом той ситуации, которая сейчас сложилась в России, есть ли вероятность повторения у нас французских событий?
Александр Белов: Во-первых, те события ведь косвенно и Россию затронули: в частности, в Москве было сожжено шесть машин, в Питере - семь, просто об этом по телевизору не рассказывали.
Уровень преступности среди мигрантов у нас настолько высокий, преступления настолько дикие, что проблема давно стоит на уровне Франции и в тех районах, где концентрация мигрантов достигла тех же размеров, что и во Франции, всё это происходит.
В Москве 60% преступлений совершают приезжие, а их здесь не более 5%. Во Франции приезжих - 10% населения. Вот пример: турки-месхетинцы. Страшная ситуация в тех районах, где они живут. Местные жители покидают эти районы, не могут там жить. Возникают конфликты, очень жёсткие, в том числе со стрельбой. И приглашать ещё больше мигрантов - это глупость, так нельзя делать, но пока это делается. Главное, весь мир уже давно отказался от этого принципа - все строят стены. Соединённые Штаты хотят даже новую "Великую мексиканскую стену" построить для того, чтобы нелегальные мигранты не проникали на территорию государства. А здесь живут какими-то представлениями на уровне экономики восьмидесятых. Эти представления себя не оправдывают, сейчас уже другая тенденция.
Вопрос: Кстати, а как обстоят дела в других странах? Там ограничения более жёсткие, чем в России?
Александр Белов: Да, причём практически везде. Такого, как в России, нет, наверное, нигде. Нам часто приводят пример Европы - вот, там ездят друг к другу без виз. Но это же европейцы ездят без виз, а не из Пакистана в Европу без виз. И это очень существенно!
Наши среднеазиатские республики - это мало того, что террористически опасные и наркопроизводящие районы, это ещё и просто отсталые территории и естественно, что от них надо ограничивать себя, ставить барьеры, это нормальное явления. Да, давайте введём безвизовый режим. Но с англичанами - пусть они к нам ездят. Они не будут тут никого убивать и занимать рабочие места тоже не будут. Смысл в том, чтобы ввести ограничения в интересах своего населения, коренных граждан страны. Для этого вводятся визы, чтобы ограничить приток людей.
Вопрос: Поскольку наше издание занимается освещением событий в Уральском федеральном округе и сами мы находимся в Екатеринбурге, нам, конечно же, интересно, как Вы оцениваете ситуацию в Свердловской области и в округе?
Александр Белов: Ситуация крайне опасная, и в первую очередь это связано с таджикской экспансией, причём это наркоэкспансия. Это уже притча во языцех: там, где таджики - там героин. Это не значит, что все таджики - наркоторговцы. Но пока эта дорога работает в безвизовом режиме, и они бесконтрольно едут, количество поставок будет расти. Ведь очевидно - когда у человека есть возможность из одного доллара сделать сто, скорее всего, учитывая нищенскую ситуацию, он сделает этот шаг, он будет везти наркотики. И никакими моральными убеждениями его не остановить. Потому что если нечем кормить семью, везёшь героин - и семья на эти деньги год живёт.
А нам надо принимать меры.
И я знаю, что существует опасность создания гетто, потому что в некоторых районах Екатеринбурга есть зоны компактного проживания таджиков. И я знаю, что Китай рассматривает Урал как перспективную зону для создания своих баз, чайна-таунов и так далее. Но пока ситуация тут не настолько страшная, как с таджикской наркоэкспансией.
Вопрос : Действительно ли Свердловскую область можно считать перевалочной базой для мигрантов?
Александр Белов: Ну, поскольку Свердловская область экономически достаточно развита, многие мигранты там и останавливаются. Но часть, действительно, едет через Свердловск. Это те, кто направляются в центральную Россию, в Европу - действительно, они едут через Волгоград и через Свердловск. Как центр и пересечение многих маршрутов Екатеринбург в этом плане находится в невыгодном положении.
Вопрос: Накануне директор Свердловского областного миграционного центра сообщил, что в нашей области планируется привлекать к работе в качестве сельских врачей граждан Таджикистана. Речь идёт о тех, кто получил медицинское образование у себя в стране и теперь они будут здесь, в России, лечить. Как бы Вы это прокомментировали?
Александр Белов: Вы знаете, как наркоманы называют места, где они приобретают героин? Они называют их "аптеки". Вот и врачи у вас будут такие же, я в этом уверен.
Я знаю, что в Свердловской области есть предприятия, где люди годами зарплату не получают. И несложно сделать, чтобы врачам нормально платить. Сейчас существует дурацкая система со страховыми компаниями, которые выполняют роль посредников между потребителями врачебных услуг и собственно врачами. Это совершенно лишнее. В нашей стране достаточно врачей, просто им надо платить нормальные деньги и они будут нормально работать. Раньше был один врач на несколько сёл, и нормально все успевал.
И я скажу, что если уж привозить врачей, то точно не из Таджикистана. В этой республике не самый высокий уровень здоровья граждан, и я думаю, что привлечение людей, которые не имели практики, работали с устаревшим оборудованием, не проходили соответствующую переподготовку, вряд ли соответствует реальным потребностям Екатеринбурга. Даже если эти люди готовы работать почти задаром.
Вопрос: Не секрет, что некоторые считают вашу организацию националистической…
Александр Белов: Национализм - неплохое слово, если почитать, например, Британскую энциклопедию.
Вопрос: А Вы сами считаете себя националистами?
Александр Белов: Ну, вообще-то да, если исходить из того, что националист - это человек, который интересы своей страны и общества ставит выше своих личных. Я так и делаю - считаю, что иногда мои личные интересы могут уступить интересам общества. И, допустим, я руковожу строительной фирмой, и не нанимаю иммигрантов, хотя это выгодно.
Вопрос: А как Вы оцениваете демографическую ситуацию в России?
Александр Белов: Я считаю, что, если общество больно… Или, если брат ваш заболел, надо его лечить, а не надо его выкидывать и приглашать в квартиру вместо него соседа. Проблему демографии надо решать внутри общества, а миграцией её никак не решить.
Всё становится очень просто, если представить, что государство - ваше, и вы являетесь сыном своего Отечества. Представьте, что в вашем доме происходят те же процессы. Жена не рожает, и вы думаете: так, ладно, сейчас я позову соседа и пусть он поживёт тут со своими детьми. Но я вам скажу, ни одного такого добряка не найдётся. Нет таких людей, и в государстве то же самое. И чем меньше людей, тем больше им достанется - есть ведь и такой подход. И у нас почему-то очень тесно связывают приезд мигранта с тем, что ему надо срочно дать паспорт, наделить его правами и так далее. Не нужно этого делать! Опыт Швейцарии показал, что люди живут там 20 лет, работают, никакого гражданства не получили и всё хорошо. Решать проблемы демографии путём привлечения мигрантов - это абсурд, никто в мире так не делает.
Вопрос: А каковы причины возникновения такой демографической ситуации?
Александр Белов: Ну, это целый комплекс причин. И это не только экономические проблемы. В первую очередь это связано с морально-психологическими устоями общества. Известно, что в Афганистане и Таджикистане жить хуже, однако мы проверили документы нелегальных иммигрантов, и вот я смотрю: у мужчины 40 лет - 8-9 детей. То есть представления о жизни у этих людей другие.
А у нас миллион абортов в год по официальным данным, а на самом деле больше. Это очень много! Представляете, если бы не было абортов, мы решили бы уже все проблемы с демографией, вообще все. Вышли бы на американский уровень.
Вторая причина - действительно, системные условия. Раньше люди жили в селе - срубить дом нет проблем. А сейчас, допустим, есть однокомнатная квартира. И у молодого человека проблема - куда я приведу жену, а как она родит и так далее. То есть удешевление жилья - это важно. Правительственная программа не работает, а чем больше иммигрантов - тем меньше свободного места. Плюс это связано с тем, что показывают по телевизору. Если по телевизору будут показывать фильмы типа "Американский патриот", где у отца пятеро детей - это одно. А если будут показывать фильмы про няню, где у отца два ребёнка, это плохо, и не приведёт к улучшению демографической ситуации. И даже те мигранты, которые приедут, через 15 лет, превратятся в таких же отказников от продолжения рода.
Вопрос: Каков Ваш прогноз - в каком ключе будет осуществляться государственная политика в отношении мигрантов в дальнейшем?
Александр Белов: Если будут следовать рекомендациям МВФ или ВТО, то она будет развиваться в негативном ключе, как это было со всеми странами, где следовали рекомендациям МВФ, Всемирного банка и так далее. А если будет вестись политика национальных интересов, всё поправится в течение шести-восьми лет.
Интервью брал Ярослав Котышов.
10.04.2006
Оригинал:
http://www.dpni.org/index.php?right+73