Nov 11, 2009 23:16
«Ну там же ж ему лучше!»
Жид Янкель, х/ф «Тарас Бульба».
Есть серия фильмов, в которых человек переходит от «плохих» «своих» к «хорошим» «чужим». Например, просмотренный сегодня с супругой «Танцующий с волками» (хороший, кстати, фильм). Подобную сцену мы можем наблюдать и в литературе: приведённый мною в эпиграфе «Тарас Бульба» - когда Андрий во время войны бросает своих товарищей, отца, брата - ради чего, ради бабы! История тоже полнится такими же примерами, далеко ходить не надо - Колчак, Власов…
В фильмах это деяние (по законам военного времени считающееся дезертирством и изменой и жестоко караемое) почему-то преподносится как подвиг: типа, смотрите, какой он волевой человек - бросил «плохих» «своих», ибо «там же ж ему лучше».
Я знаю только одно действительно великое произведение, где главный герой устоял перед подобным страшным испытанием. Его испытывали не бабьей юбкой, не угрозой жизни, не одиночеством и не властью. Его испытывали судьбой; фактически - всей дальнейшей его жизнью. Это испытание, уложившееся в несколько минут экранного времени, было его «моментом истины» ((с) «Первый отряд»).
«Меня дурно приняли бы здесь и на меня плохо посмотрели бы там«.