Крещение в Саратове в 1949

May 24, 2014 23:51



К 60-летию «Саратовской купели» (1949 - 2009)
17 января 2009 г.
Мраморнов Александр Игоревич
В 1948 году в России впервые за послевоенное время началось заметное охлаждение церковно-государственных отношений. Сталин был недоволен результатами Всеправославного совещания и решил пожурить Церковь. «Вещественным» проявлением этой новой позиции государства стала опубликованная в «Правде» в начале 1949 года статья «Саратовская купель». Текст статьи и новые архивные данные о реакции на нее представляет постоянный автор портала «Богослов.Ru» А.И. Мраморнов.
Газета «Правда» в сталинское время, как известно, была не столько средством массовой информации, сколько пропагандистским рупором. Во-первых, подбор информации осуществлялся в значительной степени партийно-государственным аппаратом, а во-вторых, газета регулярно публиковала программные статьи и фельетоны, редактировать которые могли высшие партийно-государственные чиновники, в том числе и сам Сталин. Эти статьи были не простыми газетными публикациями, а средством управления, контроля и репрессий. Так они воспринимались и большинством граждан, а тем более советскими чиновниками.
...
В крестных ходах участвовало довольно много людей: в Саратове - до 10 тысяч человек, в Вольске - до 5 тысяч, в Хвалынске - около 2 тысяч.
...
Информация, собранная компетентными службами о событиях 19 января, стала предметом обсуждения местных партийных органов еще до публикации в газете «Правда» фельетона «Саратовская купель». 10 февраля бюро Саратовского горкома партии обсудило произошедшее и постановило отправить в отставку председателя Волжского райисполкома Саратова И.Д. Прибытка с занесением выговора в личное дело. Та же мера наказания постигла заведующего городским коммунальным отделом Скрябина и начальника горосвода Т. Карамышева. Заместителю начальника городского управления милиции Комарову просто объявили выговор. Эти решения одобрил 16 февраля областной комитет партии.
Через три дня в «Правде» появился фельетон «Саратовская купель», перепечатанный 20 февраля в местном «Коммунисте». Но перепубликации и уже состоявшихся увольнений было недостаточно, нужно было реагировать принятием более действенных мер. Областной комитет постановил: обсудить фельетон на собраниях первичных парторганизаций; систематически заслушивать на бюро обкома отчеты об антирелигиозной пропаганде; провести районные собрания агитаторов; укрепить состав лекторских групп; проверить идейный уровень преподавания в школах. Общий вывод был таков: «Саратовская областная партийная организация, сделав серьезные выводы из фельетона “Саратовская купель”, приложит все силы к тому, чтобы противопоставить проискам церковников-мракобесов научную марксистско-ленинскую пропаганду, решительно улучшить дело политического воспитания трудящихся области».
Пожалуй, лучше всего из перечисленных выше обкомовских распоряжений выполнялось первое - об обсуждении фельетона. Например, бурные дискуссии прошли в университетской парторганизации. Профессор СГУ С.Г. Лехницкий на нем говорил: «Я глубоко возмущен теми безобразиями, которые описаны в фельетоне, и очень сожалею, что такие факты происходят в Саратове - городе вузов. К своему удивлению я узнал, что профессор Красовская и ее муж придерживаются иного взгляда. Они считают, что появление этой статьи оскорбляет чувства верующих». Мягче высказался доцент кафедры русской литературы Е.Т. Павловский: «Этот фельетон не порицает сам факт освящения иордани, а только осуждает варварский обычай купания голыми зимой в проруби», а доцент экономического института И.Ф. Ломов был более аналитичен: «На крещение каждый год бывало купание и по поводу этого ничего не писалось, а теперь об этом написана целая статья в “Правде”. Вероятно, ставка в отношении религии стала меняться. Очень давно ничего не печаталось такого, что было бы направлено против религии», а сотрудник вольского музея П.С. Козлов назвал фельетон «началом гонений против религии». Неоднократно высказывалось даже мнение, что публикация фельетона противоречит действующей конституции! Наиболее смелыми и категоричными были высказывания верующих и большей части духовенства, чьи речи были подслушаны, записаны и переданы «куда следует».
Статья полностью.

А это отрывок из пресловутого "правдинского" фельетона:
"Председатель райисполкома должен был разъяснить отцам церкви и их покорным рабам и рабыням вред и юродство крещенской купели. Он должен был выступить против этого обряда, продиктованного идиотизмом старой жизни. Он должен был запретить этот обряд, как запрещены в советское время другие не менее дикие обряды, давно вызывающие естественное чувство человеческого протеста и порицания.
Знатный земляк председателя райисполкома, великий русский просветитель Н.Г. Чернышевский возмущался картиной кулачного боя в старом Саратове. Но разве в сар[а]товской ледяной купели меньше дикости и безобразия, чем в кулачном бою? Нет, не меньше.
И как не совестно землякам великого просветителя идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времен язычества и бога Ярилы!"

Оригинал взят у m_jake в Крещение в Саратове в 1949


В 1949 году в Крещение Господне по благословению епископа Саратовского и Вольского Бориса (Вика) был совершен чин Великого освящения воды на Волге.
Через месяц Владыка Борис был отрешен от кафедры, а Крещенские водосвятия под открытым небом были впредь запрещены.
Previous post Next post
Up