http://hrlibrary.umn.edu/russian/edumat/studyguides/Rrefstudyguide.html Ещё по теме:
1. Юрий Моргун. УВКБ ООН: МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ -
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/29965/1/2000_2_JILIR_morgun_r.pdf 2. ООН - права беженцев. страница №14 из
https://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet20ru.pdfПрава беженцев
Современная концепция международной защиты претерпела постепенную эволюцию и в настоящее время предполагает ряд институциональных и правовых механизмов. Защита беженцев и поиск долгосрочных вариантов решения их проблем - вот две основные функции Управления Верховного комиссара по делам беженцев.
В практическом плане функция обеспечения международной защиты включает недопущение принудительного возвращения, оказание помощи в рассмотрении запросов лиц, ищущих убежища, предоставление правовых консультаций и помощи, содействие принятию мер по обеспечению физической безопасности беженцев, содействие добровольной репатриации и оказание соответствующей помощи; а
также оказание помощи беженцам в переселении (статья 8 Устава УВКБ).
Таким образом, функция международной защиты имеет правовую основу, и Верховный комиссар обязан ее обеспечивать. Право пользоваться защитой, хотя оно и не выделено в качестве отдельного права, подразумевается в Конвенции 1951 года и ее основополагающих положениях, особенно в принципе запрещения принудительного возвращения.
Кроме того, многие общепризнанные права человека прямо распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, и право не подвергаться принудительному возвращению.
Эти права наряду с другими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в отношении всех лиц, как граждан, так и неграждан, закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе составляют Международный билль о
правах человека.
а) "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". (Всеобщая декларация прав человека, статья 9)
b) "Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем". (Всеобщая декларация прав человека, статья 14)
с) "Каждый человек имеет право на гражданство". (Всеобщая декларация прав человека, статья 15)
d) "Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". (Всеобщая декларация прав человека, статья 13; Международный пакт о гражданских и
политических правах, статья 12).
Запрещение принудительного возвращения
Не все важные права беженцев конкретно упоминаются в Международном билле о правах человека. Центральным элементом международной защиты является право не подвергаться принудительному
возвращению или высылке в ситуации, которая может поставить под угрозу чью-либо жизнь или свободу. Это принцип запрещения принудительного возвращения, который закреплен в статье 33 Конвенции 1951 года. Принцип запрещения принудительного возвращения получил дальнейшее развитие в статье 3 Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в которой предусматривается, что "ни одно
государство-участник не должно высылать, возвращать (rеfоulеr) или
выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют
серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение
пыток" (пункт 1). Кроме того, "для определения наличия таких оснований
компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу
обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в
данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых
нарушений прав человека" (пункт 2).
Беженец или экономический мигрант?
Некоторые страны утверждают, что большинство лиц, ищущих
убежища, являются фактически не беженцами, а экономическими
мигрантами. В настоящее время лишь приблизительно 10-20% лиц,
ищущих убежища, получают в этих странах статус беженцев.
Современные потоки беженцев отличаются от потоков беженцев в
период после окончания второй мировой войны. Причины отъезда весьма
часто бывают сложными и не являются лишь результатом
непосредственных преследований. Лица покидают свою страну
вследствие гражданских конфликтов, массовых нарушений их прав
человека, иностранной агрессии или оккупации, нищеты, голода,
болезней и экологических катастроф. Многие не подпадают под
категорию беженцев, если исходить из определения ООН.
Для того чтобы попасть в эту категорию, лицо должно быть
"политическим" беженцем. В Конвенции 1951 года о статусе беженцев
говорится об "опасениях стать жертвой преследований", но в ней не
дается четкого определения этого термина. В статье 33 Конвенции
говорится об угрозе жизни или свободе лиц "вследствие их расы, религии,
гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или
политических убеждений". Это определение составлено в контексте
обстановки послевоенных лет и не учитывает многие ситуации, в которых
оказываются беженцы сегодня.
- 17 -
В результате некоторые страны, особенно в Африке и Латинской
Америке, расширили определение термина "беженец". Однако во многих
других странах большинство заявлений о предоставлении убежища
отклоняются на основании строгого толкования определения 1951 года.
С точки зрения прав человека такая ситуация вызывает большую
озабоченность. Не всегда представляется возможным провести
достаточно четкое различие между беженцем и экономическим
мигрантом. Можно утверждать, что если речь идет об угрозе жизни и
свободе, то положение лица, которому грозит смерть вследствие голода,
немногим отличается от положения другого лица, которому грозит
произвольная казнь вследствие его политических убеждений.
Даже без учета этих соображений факт остается фактом, что вне зависимости от того, является ли лицо беженцем или экономическим мигрантом, гражданином или негражданином, покидает ли оно свою страну вследствие преследований, вооруженных конфликтов, угрозы его жизни или крайней нищеты, это лицо обладает минимально необходимыми правами человека и имеет право на соблюдение минимально необходимых норм обращения с ними.