19 февраля 2014г. в 15 часов в музейно-выставочном комплексе «Цейхгауз» в рамках Года Культуры состоялось открытие партнерского выставочного проекта Астраханского музея-заповедника и национального музея Калмыкии им. Н.Н.Пальмова «Кочевой быт калмыков». Выставочный комплекс представляет собой традиционное жилище калмыка-кочевника - юрту, помещенную в пространство зала. Представляем фото перед открытием.
Калмыки - это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует буддизм и является носителем развитой кочевой культуры. В I трети XVII в. калмыки поселились на берегах Волги и Каспийского моря. В 30-е гг. они присягнули на верность Российскому царю и впоследствии поставляли воинские контингенты в армию. По способу хозяйства и образу жизни они являются преемниками народов, населявших степи Нижнего Поволжья в предшествующие времена. Поселения калмыков «хотоны» носили временный характер и состояли из нескольких расположенных по кругу юрт. Форма верхней части юрт зависит только от жердей - стропил, конструкция же нижней в целом одинакова в обоих случаях. «Стены» имеют каркас из деревянных решеток - «терме». Строение позволяет равномерно распределить давление жердей, составляющих кровлю, по всему периметру строения. Юрту обращали дверью на юг и покрывали двумя рядами войлока: нижний ряд закрывает решетчатую часть, верхняя - купольную крышу. Основной объем калмыцкой юрты состоит из цилиндра - круглых стен с дверным проемом и усеченного конуса - островерхой крыши с кругом. Каркас юрты составляют следующие четыре части: а) терме - решетки из четырехгранных планков. Сборно-раздвижное основание юрты из 6 и более терме составляют стены, что позволяет растягивать или стягивать их; б) унины - купольная жердь, в своем множестве образующие крышу юрты; в) харачи - круговое навершие для закрепления в нем верхних концов унинов, являющееся одновременно дымоходом и окном юрты; г) удин - двустворчатая дверь с дверным блоком «тотх». Внутреннее пространство кибитки разделялось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Убранство юрты, одежда, предметы быта несли единый стиль, выработанный столетиями кочевой жизни. Все предметы убранства были по форме узкие и не длинные, так как при перекочевках они помещались с боков животных, чтобы не мешать его движениям. [Spoiler (click to open)]