Это уже самый юг страны, регион, покрытый пупырчатыми холмами неземной красоты, регион, куда хочется возвращаться снова и снова.
Гуйлинь
Гуйлинь - это знаменитый (прежде всего среди китайцев) туристический город, который привлекает всех своими фантастическими пейзажами. Территория в радиусе километров 50-60 вокруг Гуйлиня покрыта невообразимыми карстовыми холмами - причудливыми наростами на плоской равнине, высотой до нескольких сотен метров. Зрелище завораживающее. Холмы эти есть и в самом Гуйлине, что и сделало его тем самым туристическим центром. Промышленности в самом городе почти нет, поэтому экологическая ситуация довольно благоприятная.
Заселился я в отличном хостеле прямо напротив вокзала, обустроился, после чего день начал постепенно клонится к закату. Я отправился к, пожалуй, самому знаменитому месту Гуйлиня - холму «Хобот слона». Холм этот стоит на слиянии двух рек и действительно в профиль напоминает пьющего из реки воду слона. Красиво, но впечатление портит абсолютная коммерциализация места. Дошло до того, что на противоположном берегу узенького притока реки Ли, с которого мог бы открываться замечательный вид на Слона, насадили кустарник, поэтому вида больше нет, и платить за вход приходится в любом случае. Хоть это, как я уже сказал, и портит впечатление, но не настолько, чтобы Слон не запомнился. А на закате я забрался на холм «Одинокая красавица», стоящий посреди кампуса местного университета. Снизу «Красавица», как и большинство карстовых холмов в этой местности, кажется не очень-то высокой, но процесс покорения говорит об обратном. С вершины я понаблюдал за тем, как солнце закатилось за целую гряду подобных холмов на окраине города и за тем, как холмы из зеленых превращались в розовые, а после - в черные. Спускался я уже в темноте, что было непросто, но я остался живой.
Вечером набережная Гуйлиня красиво подсвечивается, и по ней просто приятно гулять. Вообще Гуйлинь - это город, где действительно приятно находится, приятно ходить вечером по улицам, заходить в открытые кафе. В центре города есть небольшое озеро, посреди которого, на островке, стоят две пагоды. Ночью они также освещены, и в их отражении в водах озера есть что-то мистическое.
Пиньян
Конечно, основная природная достопримечательность Гуйлиня и его окрестностей - это карстовые холмы, но есть еще одно место, достойное посещения. Речь идет о рисовых террасах в горах. Террасы находятся в окрестностях деревни Пиньян, километрах в 80 к северу от Гуйлиня. Туда я и отправился с утра.
Добираться до Пиньяна надо с пересадкой. Сначала необходимо доехать на автобусе до города Луншэн, дорога в который весьма живописна: традиционный гуйлиньский пейзаж через несколько десятков километров исчезает, и автобус начинает натужно карабкаться на перевал, а вокруг - поросшие лесом горы высотой около километра-полутора. Где-то в долинах начинают появляться те самые рисовые террасы, спускающие ступеньками вниз. Зрелище живописное, но через секунду наступает новый виток дороги, и терраса исчезает из виду.
По прибытии на автостанцию города Луншэн вас сразу встречает заботливая тетушка и препровождает на местный автобус (что-то типа нашего пазика), идущий непосредственно в деревню Пиньян. Дорога туда идет вдоль реки, с обеих сторон возвышаются невысокие горы. Вокруг сплошная природа и зелень. Не доезжая примерно пары километров до места назначения, в автобус входят контролеры и продают билеты на рисовые террасы всем пассажирам, не похожих на местных жителей. Отличить их довольно легко, ибо местными жителями является малая народность Яо, которые отличаются от китайцев (впрочем, для неподготовленного зрителя это различие будет незаметно). Вскоре от основной трассы ответвляется серпантин, идущий вверх, в деревню Пиньян, раскинувшуюся на склоне горы, на полпути к вершине. Однако я последовал совету бывалых путешественников и вылез в одной из крохотных деревушек на основной трассе, за пару километров до начала серпантина. Деревушка эта стоит точенхонько вниз по горе от места назначения, поэтому, преодолев навесной мостик через бурный горный поток, можно примерно за час форсировать холм и добраться по тихой лесной дороге до уже известного всем Пиньяна. Дорогу найти легко, так как несмотря на то, что тропинок вверх огромное количество, нужная вымощена камнем. Тем не менее при выходе из автобуса я был атакован женщинами той самой народности Яо, которые предлагали свои услуги по сопровождения меня по холму, мотивируя это тем, что дорогу я не найду. Естественно, не бесплатно, поэтому пришлось вежливо отказаться от их услуг и в одиночку совершить приятную прогулку вверх по горе.
Так или иначе, я выбрался к деревне Пиньян, к автобусной конечной (там тупик, шоссе дальше в горы не идет), и пошел гулять по деревне, искать себе ночлег, так как было уже сильно за полдень. Собственно, в Пиньяне каждый дом представляют из себя гестхауз. Однако выглядит все это весьма естественно, в традиционном стиле для южнокитайской деревни. Еще одна особенность - деревня стоит на склоне, поэтому все время приходится карабкаться вниз или вверх. Улицы заменены мощеными тропинками, перемещаться можно только пешком.
Вокруг деревни и расположено то, ради чего люди и едут в Пиньян - рисовые террасы. Они разнообразны и очень красивы. Между ними проложены несколько тропинок, по которым можно гулять и разглядывать все в подробностях, есть и несколько обзорных площадок, откуда открываются наиболее впечатляющие пейзажи. Особое впечатление производит вид деревни среди рисовых ступенек. Строго говоря, террасы эти есть не только в Пиньяне, но и в окрестностях, на расстоянии примерно пяти километров. Там есть еще населенные пункты. Знающие люди говорят, что террасы там еще более красивые. В общем, эта местность стоит того, чтобы по ней погулять. Подобный продолжительный поход я и запланировал на следующий день, а пока до вечера бродил по тропинкам и смотрел, смотрел, смотрел.
Вскоре я вернулся в свой гестхауз, сел в кресло на балконе и стал наблюдать за тем, как сумерки падают на горы. Когда совсем стемнело, я все сидел и сидел, пытаясь разглядеть очертания местности. Я чувствовал полное единение с этим местом. Небо начало озаряться частными зарницами - шла гроза. Это было красиво, но это меня очень беспокоило: в случае дождя мой поход пришлось бы отменить. Забегая вперед, скажу, что мои опасения оправдались.
Дождь начался посреди ночи. Проснувшись утром, я понял, что придется возвращаться в Гуйлинь раньше времени: дождь шел сплошной стеной, и по всему было понятно, что прекратится он не скоро. Ко всему прочему, задерживаться в Пиньяне до вечера я не мог, так как в деревне не было телевизоров с нужными каналами, а вечером ЦСКА должен был играть в финале Кубка УЕФА, поэтому я кровь из носу должен был быть вечером в Гуйлине, а лучше - в Яншо. В общем, я решил ехать обратно, и побежал на утренний автобус в Луншэн (а автобусы из Пиньяна ходят далеко не так часто, как хотелось бы).
Однако сделать это было не так уж и просто - до автобуса надо спускаться по узким деревенским тропинкам, которые из-за дождя превратились в маленькие речки с бурным течением. Промокнув насквозь, я все-таки успел в последний момент на автобус. Дорога до Луншэня прошла без приключений, начались они уже на полпути в Гуйлинь, на том самом серпантине на перевале. Сильный ночной дождь размыл склон горы, и шоссе оказалось перекрыто. Пришлось ждать китайские дорожные службы и коротать время на обочине (к счастью, дождь к тому времени прекратился).
Яншо
Яншо - это небольшой городок, полностью окруженный карстовыми холмами. Там они еще более красивы и разнообразны, нежели в Гуйлине, поэтому множество путешественников стремятся в Яншо. В общем, это одно из наиболее известных мест в Китае. Несмотря на толпы иностранцев, я однозначно рекомендую Яншо и его окрестности - красота там неописуемая и местность настолько необычная, что сразу врезается в память, оставаясь там надолго.
Яншо находится всего лишь в часе езды на автобусе из Гуйлиня, поэтому прибыл я еще засветло. Городок небольшой, основная улица является пешеходной со множеством гестхаузов, сувенирных лавок и кафе. Она короткая и выходит к реке Ли, самому, пожалуй, красивому месту всей округи. Найти ночлег на этой улице или перекусить не составляет проблемы, причем цены низки даже по китайским меркам. Единственный недостаток Яншо - это, как я уже отмечал, огромное количество иностранных туристов. Поэтому собственно на главной улице делать нечего, кафе там преимущественно европейские и вокруг очень мало китайских лиц. Это терпимо, так как в Яншо надо заниматься тем, что не сидеть в самом Яншо, а брать велосипед или лодку (ну или просто пешком) и исследовать окрестности. Можно еще забраться на холмы, которые находятся в черте самого городка, но после дождя это делать не рекомендуется, так как подъем становится опасным. Уже темнело, поэтому я просто гулял по улицам, выходил на набережную и созерцал пейзажи.
А вечером (вернее, ночью, а если быть совсем точным, то в три часа ночи) меня ждала прямая трансляция из Лиссабона, которую я в гордом одиночестве (не считая китайца-бармена и пары поддатых австралийцев, забредших минут на 10 посередине второго тайма), дико переживая, смотрел в одном из многочисленных баров. Победа была отмечена как следует, думаю все население улицы часов в пять утра узнало о победе ЦСКА. Жаль только, что русских в Яншо кроме меня не было вообще, пришлось праздновать в одиночку.
Ложился спать я с рассветом, но с намерением постараться встать как можно раньше, взять напрокат велосипед, и как следует изучить окрестности.
Однако встал я только с полуднем. Дождя, слава Богу, не было, а было просто пасмурно и даже не очень жарко. Из-за дождя накануне не было никакой возможности залезть на холмы, находящиеся внутри Яншо (склоны становятся очень скользкими и опасными), поэтому у меня осталось три варианта развлечений - прожигать время в западных кафе (наименее привлекательный расклад), взять велосипед и прокатиться по окрестностям, или поплавать на лодке. Мною был выбран велосипед. В Яншо прокат велосипедов абсолютно на каждом шагу, цены умеренные, и вообще велосипедные прогулки - это именно то, чем стоит заниматься в окрестностях Яншо.
Итак, взял я велосипед и влился в массу китайских и не очень велосипедистов. Не очень - потому что почти все иностранцы берут велосипед в Яншо. Ехать среди китайцев было совсем не страшно. Когда смотришь со стороны на сплошной поток в городе, закрадываются опасения, но на деле все гораздо легче. Даже на шоссе опасность быть сбитым не больше, чем в России.
Окрестности Яншо полны карстовых холмов, и дорога идет прямо среди них, поэтому виды открываются просто впечатляющие.
Есть и небольшие реки, на их берегах виды еще более красивы, так как холмы и деревья отражаются в мутных водах. Одна из основных достопримечательностей Яншо - Лунный Холм. Называется он так, потому что в его скалистой вершине есть причудливая дырка, на которую словно положен перевернутый полумесяц. Зрелище весьма и весьма любопытное. Велосипед можно оставить у подножия холма на специальной стоянке за 1 юань, а еще за 9 - подняться по тропе на вершину, откуда открываются захватывающие виды на окружающую местность. Виды были бы еще более захватывающими, если бы не облачность и дымка, однако даже при их наличии на вершине можно провести немало времени.
Катался по дорогам я несколько часов, но этого мне показалось мало - в Яншо чувствуется какое-то умиротворение, и хочется провести побольше времени в этом месте. Очень было жаль, что так и не покатался на лодке. Что ж, будет стимул к возвращению сюда.
Под вечер, с наступлением темноты отправился на автовокзал, где сел на автобус в Гуйлинь, так как там меня будет ждать утренний поезд до Ханчжоу. Что ж, Яншо я могу рекомендовать однозначно всем, это потрясающее место. Единственное, что напрягает - большое количество иностранцев на центральной улице, но если оттуда побыстрее убежать, то вы попадете в настоящий Китай. Очень здорово полазить по окрестностям, вокруг много деревенек. Вообще я понял, что в Яншо надо приезжать на несколько дней, чтобы полностью насладиться этой местностью. И я туда еще вернусь, не сомневаюсь.
Автобус ехал в полной темноте по неосвещенной трассе до Гуйлиня, а сидел рядом с водителем и наблюдал за дорогой. Время от времени фары неожиданно высвечивали едущих по краю дороги китайских крестьян, везущих что-то на трехколесных тележках, больше похожих на велосипед с фургончиком. Фары их выхватывали в самый последний момент, и иногда я не мог понять, как водитель, гнавший на большой скорости, их не сбивал. Вот уж воистину самоубийцы.