Загадочные жители северных морей

Aug 29, 2013 23:08

Мыс Белужий на Соловецких островах - одно из мест, куда приходят белухи для выполнения репродуктивных функций. Это единственное в мире место, где животных можно наблюдать с берега. В остальных местах их можно наблюдать только с моря.
Мы грезили этими млекопитающими и во сне, и наяву. Ради них, можно сказать, и ехали туда. И тут на тебе. Объявлено штормовое предупреждение. Даже на самом острове дул сильный ветер, поднимая за собой песок. Два дня выходить в море было нельзя. Наше плавание к белухам чуть было не сорвалось. Бедные гиды, мы их, наверно, замучили вопросом: «Ну, когда к белухам?» Но к вечеру по посёлку разлетелась новость о прибытии теплохода «Василий Косяков». А это значит, что море успокоилось. Говорят, что перед посадкой на теплоход, к пассажирам вышел капитан и лично рассказал, как действовать во внештатной ситуации. Испугавшись такой инструкции, две женщины - наши соседи в поезде, отказались в этот день плыть из Кеми на Соловки. А волны были немаленькие в тот день, некоторые не могли самостоятельно сойти с корабля на землю.
Так вот, вечером мы узнали, что море успокоилось, и белухи подошли к мысу. Накануне ночью группа финнов пешком по берегу ходила на мыс. Все остались довольны, белух было много. Наше отплытие на Белужий мыс было назначено на 13:00 следующего дня. Наблюдение за белухами происходит во время отлива. С утра погода была мрачной, накрапывал мелкий дождик. Нас предупредили, что бы мы оделись потеплей и что может быть не комфортно из-за ветра и дождя. В принципе, оказалось не холодно, только обувь нужно подбирать посерьезнее, чем кроссовки.
К назначенному времени мы пришли на причал Хета. Он базируется на затопленном корабле. Так что при желании можно уплыть вместе с причалом)

Нам предстояло отправиться в плавание на этой надувной лодке. Поначалу было страшновато, всё-таки предстояло идти по северному морю - части Северного Ледовитого океана. Лодка, скажем так, не прибавляла уверенности в своих силах. Но наш капитан, Андрей Корольков, быстро развеял все сомнения. Лодка оказалась не резиновой, а надувной, её корпус был выполнен из трёхслойного армированного поливинил… чего-то там. Её вместимость - 12 человек. Этой лодке доводилось ходить  из Архангельска на Соловки не в самую лучшую погоду.
Нам показали, как садиться в лодку, за что держаться. Правда, мне досталось место на скамейке рядом с капитаном. Нам выдали непромокаемые костюмы и спасательные жилеты. Кстати, далеко не факт, что жилет спасёт. Температура воды в море была в районе +8, и в такой воде человек живёт около получаса. А плыть к берегу мешают сильные течения.
Одеты как морские капусты:

Среди наших попутчиков была пара из Швейцарии. Женщина очень прилично разговаривало по-русски. Однако на наш комплимент ответила, что на экскурсии по монастырю поняла лишь процентов двадцать. Что ж, очень неплохой процент понимания монастырских экскурсоводов.
К мысу мы шли порядка получаса, скорость достигала 35 км/ч, её определяют по GPS-навигатору. Во время движения по морю, мы рассекали волны, и лодку не сильно качало, но когда мы остановились, что бы снять намотавшуюся на винт ламинарию, её заметно покачивало.

Наконец мы пришли на мыс. На нём находится вышка с символикой Международного фонда защиты животных (IFAW). С неё учёные института океанологии РАН ежедневно наблюдают за белухами. У них есть специальные приборы - гидролокаторы, и вроде бы планируется организовать за белухами подводное видеонаблюдение.

Недалеко от нас так же стала на якорь яхта «Моряна».
Андрей сверил время с графиком отливов и сказал, что в скором времени должны подойти белухи. Стали ждать и всматриваться вдаль.

Через минут двадцать покачивания на волнах меня начало слегка мутить. Я уже и перестала думать о белухах, но вдруг кто-то что-то заподозрил на горизонте. Решили, что это барашки от волн. Но не тут-то было. Ещё через короткое время мы увидели серую спинку детёшыша белухи. А вскоре и взрослых животных. Белухи рождаются тёмного цвета, а потом постепенно светлеют. Так же как, например, лебеди.
К сожалению, нормального видео снять не удалось, т.к. лодку качало на волнах, да и самой хотелось посмотреть на этих удивительных животных. Нашла хорошее видео у Олега Кодолы, скорее всего, снятое с той же лодки. Здесь белухи подошли очень близко, нам повезло чуть меньше. Но всё же мы их увидели, а могло быть иначе. Наслаждайтесь.