Я недавно столкнулась с тем, что понятие слияния в отношениях в понимании многих людей несет в себе сугубо негативную окраску, вроде как слияние - это некое зло, которое необходимо искоренять. Но дело в том, что в гештальт-терапии термин "слияние" или "конфлюэнция" может применяться в разных контекстах: как механизм прерывания контакта и как часть метапотребности.
*Из теории динамической концепции личности и построения цикла контакта: вторая (после безопасности) базовая метапотребность - зависимость от объекта, привязанность, которая обеспечивается невротической составляющей личности. Это тоже организменная задача, тактически направленная на удержание объекта (фигуры) на время контакта. В момент контактирования на фазе full contact происходит слияние с фигурой потребности. Если невротическая часть здорова, то контакт происходит и гештальт завершается, после чего осуществляется переход к постконтакту без зависания на этой фазе*.
Т.о., без слияния невозможны никакие близкие отношения, а тем более построение семьи, когда нужно как-то организовывать совместный быт. В сексе необходимо чувствовать друг друга, находясь в слиянии, оргазм - это и есть full contact когда на мгновение исчезает ощущение собственной отдельности... Любовь, экстаз - тоже слияние, и каждый человек стремится переживать это ощущение снова и снова, как когда-то в младенчестве с мамой. Настоящая дружба также несет в себе элемент слияния - ведь так важно иметь рядом человека, который понимает тебя с полуслова.
В общем, там где есть понятие "мы" - есть слияние. Но экстаз невозможно переживать постоянно, и попытка зависнуть на фазе фулл контакта - утопична в своей сути, и затем происходит подмена понятий.
Если рассматривать в бытовом контексте отношений, то разница между конфлюэнтными отношениями, или со-зависимостью и здоровой эмоциональной привязанностью, пожалуй, в том, что в первом случае просто нет других возможностей. Это когда люди попадают в некую сцепку, как клинч в боксе, и остаются заложниками этой "слитости" из-за различных чувств, которые очень невыносимо признать и прожить. Например, невозможность злиться на другого из страха, что отношения распадутся или того хуже - другой разрушится. Или невозможно увидеть свое несовершенство и, не дай Бог, показать это ненароком другому. Тогда нужно отчаянно держаться за "свою половинку", ибо "вместе - мы идеальная пара и выше всех людей". Или по-другому: "кто меня такого жалкого еще когда-нибудь полюбит?" Или: так нужен сильный другой рядом, потому что ну так не хочется испытывать чувство беспомощности и несостоятельности... и т.п.
Если же есть хоть небольшая возможность отойти друг от друга, быть в одиночестве, проживать свою собственную жизнь, или побыть с кем-то еще без зашкаливающей тревоги - это уже похоже на близость. "Я без тебя не могу" и "мне хорошо без тебя, но с тобой лучше" - две большие разницы. Т.о. близость и патологическое слияние - скорее две противоположности: в близости есть другой и есть мы, в слиянии никого нет - есть только мы.
Да, и еще: отношения чистой, "стерильной", близости возможны только в терапии, когда реальность поддерживается в ущерб отношениям. В дружбе же и любви, наоборот - чтобы найти друг друга, необходимо предать реальность ради отношений.