Одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, символ Северной столицы - памятник Петру I - Медный всадник, расположенный в самом центре города на Сенатской площади.
Как создаются символы: Медный всадник Петербурга
История создания памятника
Идея установить памятник Петру Первому принадлежит Екатерине II, приказавшей князю А.М. Голицыну найти достойного скульптора. Лучшие профессора Академии живописи в Париже Вальтер и Дидро посоветовали обратиться к Этьен-Морису Фальконе. 50-летний мастер приехал в Петербург вместе со своей 17-ти летней помощницей Мари-Анн Колло, согласившись выполнить работу за скромную сумму 200 тысяч ливров.
Работа над моделью
Фальконе предлагали самые различные варианты изображения императора. Так, Екатерина II хотела видеть царя сидящим на коне подобно римскому императору с жезлом в руке. Фальконе был настойчив и не отступил от своего решения в динамическом изображении Петра Первого: «Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей». Ему хотелось подчеркнуть в первую очередь личность Петра как созидателя и законодателя. Для выполнения рисунков и создания модели статуи были выбраны скакуны орловской породы из императорской конюшни Бриллиант и Каприз, которые на деревянном помосте под командованием гвардейских офицеров поднимались на дыбы. По выполненным зарисовкам Фальконе создал скульптуру Петра на вздыбленном коне. Несколько раз он лепил и голову императора, но эти работы не нравились Екатерине II. Тогда Мари-Анн предложила свой вариант, который пришелся по душе императрице. В знак благодарности девушка была принята в Академию художеств России и удостоилась пожизненной пенсии в 10 000 ливров. Модель змеи создал будущий архитектор Федор Гордеев. Работа над конной скульптурой продолжалась с 1768 по 1770 год.
Постамент - Гром-камень
Фальконе решил изобразить скульптуру на вершине скалы и для поиска подходящего камня в газете «Петербургские ведомости» было напечатано объявление с просьбой подыскать такой камень. Глыба высотой в 11,2 метра, образовавшаяся в результате удара молнии, была найдена близ Лахты. Титанических трудов стоила доставка камня на Сенатскую площадь. Для этого была сооружена деревянная платформа, стоящая на медных шарах и сотни людей передвигали ее по желобчатым рельсам, обитым медью. На берег Финского залива (8,5 км) камень везли с15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Для перевозки по Неве была построена специальная баржа и 23 сентября 1770 года Гром-камень был установлен на Сенатской площади.
Отливка конной скульптуры
Для придания равновесия по расчетам Фальконе передняя часть скульптуры должна была иметь толщину стенок не более 1 см. Из-за сложности такой работы никто из литейных мастеров не соглашался выполнять отливку, а иностранные мастера требовали слишком большую плату. Только литейный мастер Емельян Хайлов согласился отливать скульптуру. Несколько раз раскаленная бронза разливалась и Фальконе с Емельяном Хайловым начинали работу снова, рискуя своей жизнью. В 1778 году отливка была завершена и на одной из складок плаща скульптор написал: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Вес Медного всадника составил 8 тонн, а высота - более 5 метров. Скульптура была отлита из бронзы, в то время, как великий русский поэт А.С. Пушкин называет всадника медным.
Установка памятника Петру I (
Медный всадник)
По завершению отливки отношения Фальконе с Екатериной II окончательно разладились и вместе с Мари-Анн он уехал в Париж и руководил установкой скульптуры Федор Гордеев. На торжественное мероприятие, состоявшееся 7 августа 1782 года, Фальконе приглашен не был. Военным парадом по случаю торжества командовал князь А.М. Голицын, а императрица с балкона здания Сената распорядилась открыть памятник.
Постамент, на котором установлена скульптура - это часть скалы в виде волны, что говорит о роли царя в выходе России к морю. Змея не только изображала враждебные силы, но и придала устойчивость памятнику, являясь для него третьей точкой опоры. Скульптура Медный всадник стала первым памятником Петру Первому. По замыслу Фальконе композиция не должна иметь ограждений, но к сожалению, для защиты памятника от вандалов, оставляющих свои имена на постаменте, планируется их установить.
Медный всадник сегодня является символом северной столицы и часто изображается на
фото Санкт-Петербурга. Памятник является важной достопримечательностью, любимой туристами и жителями города, которые по традиции приезжают на Сенатскую площадь во время свадеб и других торжественных мероприятий.
Серия сообщений "
искусство | art":
Часть 1 -
МАРКИ СО ЗНАКАМИ ЗОДИАКАЧасть 2 -
Японские цветы канзаши...
Часть 98 -
Лосев Григорий. Часть 1. Гуравчики, Зебровидная Козябра и параллельный кот.Часть 99 -
Waldemar Pawlikowski.Часть 100 -
Натюрмотры Janet Fish rss2lj