Веер - предмет коллекций историков моды и ценителей антиквариата. Несколько веков назад он рассказывал о статусе его владелицы. Опахало были известны на Востоке ещё с глубокой древности и изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти. В Европу складные веера были завезёны в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их делать сами...
Про веер и его историю
Tassenmuseum Hendrikje появился примерно 30 лет назад когда торговавшая, в ту пору, антиквариатом жительница Амстелвеена (Amstelveen) Хендрикъе Иво (Hendrikje Ivo), занимавшейся коллекционированием более чем тридцать пять лет, купила в Англии маленькую антикварную сумочку из панциря черепахи, отделанную перламутром. Сумочка была произведена в Германии в 1820 году. Интерес Хендрикъе к истории этой первой сумки породил страсть к коллекционированию сумок, кисетов, кошельков, чемоданов, и прочих аксессуаров. Когда коллеция достигла тысячи экземпляров она решила показать её публике. Поначалу музей существовал в двух залах виллы в Амстелвеене, но по мере её роста, супруги Хендрикъе стали подыскивать новое место и с июня 2007 года музей располагается в патриархальном здании XVII века, выходящем на самый престижный в Амстердаме канал Херенграхт (Herengracht) 1664 года.
Сегодня в музейной экспозиции насчитывается более четырех тысяч экспонатов и это самое большое подобное собрание в мире. Самые старые из них относятся к началу XVI века....
Веер (из нем. Facher) - небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII-II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника и лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками - картинками, каллиграфией. И наконец - опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Многие коронованные особы знали в них толк, в частности Елизавета I Тюдор, прозванная "покровительницей вееров":
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы "Французская гильдия" по изготовлению опахал процветала и её статус "поставщика двора" был подтверждён самим королём
Материалы, которые использовались для изготовления вееров были различны - шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера, естественно, не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен...
Украшенные миниатюрами, сделанные из панциря черепахи, эбенового дерева, бумаги, ткани, кружева, декорированные слоновой костью, драгоценными металлами и камнями, перламутром и перьями страуса - одни из самых особенных моделей вееров создавались в Европе XVI-XX вв
При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале - дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером. Дама с веером в эпоху барокко - это непременно аристократка: "третье сословие" не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности - она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
В эпоху рококо веер превратился из изящной игрушки и "знакового предмета" аристократки, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того - теперь он стал доступен и представительницам буржуазии. Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII-XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить
"…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки". Расписывать веера было почётно - этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера! Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: "Ты мой идеал". Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Самыми стильными были, по прежнему, французские веера. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства. Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком. На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.
Другим направлением было возвращение к эстетике рококо. В моду входят довольно неудобные веера из павлиньих перьев. Веер уже не нужен для флирта и кокетства - женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало - просто стильная штучка, присущая аристократической "dolce vita". По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд....
В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта, но...
НО! Неужели сей предмет, особенно из сохранившихся со времён его расцвета, от этого стал менее великолемен? Итак! Вашему вниманию коллекция вееров из собрания Tassenmuseum Hendrikje...