Aug 25, 2017 12:31
Пока о театрах. Но это касается вообще высоких духовных сфер.
В годы позднего СССР я приехал жить и работать в сибирский городок Усть-Илимск, Не простой - город трех ударных строек, около 100 тысяч жителей. Из Москвы туда можно было добраться, в основном, только самолетом, поверх зеленого моря тайги.
Что меня, москвича, удивило: из Усть-Илимска не выводились деятели столичной культуры! Почти каждые выходные кто-то приезжал. И не абы кто: актеры хороших столичных театров, цирки шапито, поэты и эстрадники. Кобзон (отдам ему должное) из Приангарья не вылезал, Евтушенко прописался в Братске. Пахмутова и Добронравов написали песню про У-И. О деятелях культуры из Иркутска и не говорю. На культуру в У-И работали читальные залы, ДК, школы. А летом приезжали интернациональные стройотряды - чехи. немцы, кубинцы, которые тесно общались с местным народом. На берегу Усть-Илимского моря стоял шикарный яхт-клуб, расписанный замечательным художником Валерием Лауром.
Никакого отрыва от центра в этом городке, заброшенном в тайгу, не чувствовалось. Напротив. С Окуджавой, например, я познакомился именно в Сибири, а не в Москве.
Почему ездили по провинции деятели культуры? Потому что за это они получали госпремии, звания, загранкомандировки, пластинки и прочие блага. Они их зарабатывали, принося благо людям. И это была, в целом, правильная политика.
Теперь объясните мне: что такое нынешние дотации столичным (по преимуществу) театрам? За что они, руководимые мультимиллионерами, получают бешеные деньги? Может быть, театр Райкина прославился детскими елками для инвалидов и малообеспеченных? Или этим знамениты театры Табакова, декларирующего десятки миллионов дохода? Кто-то из осчастливленных служителей Мельпомены махнул с благотворительными концертами в Донецк, где их коллеги служат музам бесплатно под бомбами? Нет, прожирают средства налогоплательщиков и ноют, что власть их обижает.
Помогать театрам (о них речь) следует единственным способом: давать им возможность зарабатывать на полезных государству акциях. Заплати театру за эту акцию впятеро больше затрат, и пусть он на вырученные деньги ставит “Дядю Ваню”. А дотировать постановки, давать средства по надуманным критериям (вроде заполняемости залов, что означает помощь самым богатым) - это означает расписываться в отсутствии всякой культурной политики. Нет ее, государственной культурной политики! Миллионы, полученные за красивые глаза, неизвестно на что, “мастера искусства” сразу бегут обналичивать. Этим они и занимаются. Самые наглые попадаются, менее наглые дают за них поручительства перед судом.