Конец МКП КТО: что будет с общественным транспортом в Советском районе.

Apr 22, 2016 08:36



20 апреля в администрации советского района состоялось совещание по проблемам автобусных перевозок в Советском районе. В повестке было два вопроса - банкротство автотранспортного предприятия МКП КТО и организация дачных маршрутов.

Проводил совещание глава района Дмитрий Олейников, за мэрию отдувался начальник УПП Александр Лаврентьев. Из пришедших присутствовали депутаты городского Совета Александр Фельдбуш и Юрий Фоломкин, помощники других депутатов Горсовета и Законодательного собрания от Советского района, представители садово-огородных обществ и несколько других общественников.



После вступительного слова главы района, с докладом выступил Александр Лаврентьев. Начал он с общей ситуации в пассажирских перевозках. Не секрет, что она очень тяжёлая. Установленный тариф сильно ниже себестоимости. Так, по его данным, себестоимость перевозок у муниципального автобусного транспорта на данный момент 28,8 рублей за поездку, тариф, как известно - 19 рублей. Они неоднократно обращались в областную комиссию по тарифам, депутатам Законодательного собрания с просьбой повысить тариф, чтобы хотя бы сократить разрыв. Предлагали сделать базовый тариф на уровне 25 рублей, но с существенной скидкой (до 20 - 21 рубля) при оплате по безналу. Но пока отказ, хотя тарифы в других отраслях (том же ЖКХ) они повышают и очень существенно.
Практически, в настоящее время все перевозчики (и муниципальные, и коммерческие) держатся за счёт эксплуатации старых ресурсов, без капитальных вложений. Коммерческие ещё могут оптимизировать свои расходы за счёт неофициального трудоустройства, льготного налогообложения и т.д., у муниципальных такой возможности нет. Так доклад Александра Васильевича плавно перешёл к ситуации внутри КТО.
Долг КТО на текущий момент - 112 млн. рублей. Он уже висит несколько лет (на совещании в 2012 году озвучивалась цифра в 120 млн. рублей) Службой судебных приставов наложен арест на имущество на сумму 77 млн. рублей, практически арестованы все автобусы. Лаврентьев отметил, что благодаря слаженной работе УПП и предприятия, за последние годы удалось добиться стабилизации долга, а также некоторого улучшения работы предприятия. Так, за 2015 год выпуск автобусов поднялся с 80% до 95%, удалось немного поднять заработную плату, благодаря чему смогли практически полностью укомплектовать штат кондукторов и водителей. В настоящее время в КТО имеется 58 “живых” автобусов, при норме выпуска 56 (в 2012 году постоянно выходило около 80 машин, при норме в 106). Благодаря всем этим мерам пассажиропоток в 2015 году увеличился на 15%, и это несмотря на то, что в целом по городу он значительно снизился из-за кризиса.
Но несмотря на принятые меры, огромный долг предприятия сколь-либо существенно сократить не удалось. Также не удалось добиться значительных субсидий из городского и областного бюджетов на погашение долга. Поэтому ещё в 2015 году, Горсоветом прошлого созыва было принято решение о продаже территории МКП КТО с целью на вырученные деньги (оценочная сумма порядка 300 млн. рублей) погасить все долги, а также приобрести новые автобусы для муниципальных предприятий. Выставление на аукцион ожидается в конце апреля этого года. В противном случае, по словам Александра Васильевича, предприятие и имущество продадут судебные приставы по цене в разы ниже, а мэрии ещё и придётся оплачивать все судебные издержки.
Весь подвижной состав будет передан в ПАТП-4 (Первомайский район), а также два его филиала - “Автоперевозчик” (бывшее ПАТП-10) и ПАТП-8. Александр Васильевич всех заверил, что никаких сбоев и перерывов в работе транспорта не будет. 23 и 45-й маршруты (про 88-й почему-то не сказал) будут базироваться в “Автоперевозчике”, остальные в ПАТП-4.
Далее Лаврентьев перешёл к дачным маршрутам. Тут ЦУГАЭТ берёт на себя маршруты 51Л и 77, остальные будут в ведении Минтранса области. Он сразу отметил, что у муниципальных предприятий нет возможности их обслуживать, ибо имеющегося подвижного состава хватает практически впритык, но они готовы сотрудничать и помогать Минтрансу в поиске перевозчика (нужно около 10 автобусов). На такой “оптимистичной” ноте, Александр Васильевич завершил своё выступление, после чего перешли к вопросам.


Судя по всему, многие собравшиеся не знали о скорой продаже территории МКП КТО и были ошарашены, поэтому по теме даже сразу не придумали, что спросить. Очень эмоционально, но очень невнятно, выступил один из водителей МКП КТО, который явно переживал за предприятие и коллектив.
Другие выступающие отметили, что проблема системная, поэтому продажа одного из предприятий это не более, чем оттягивание конца, ведь долги будут копиться и дальше. Лаврентьев с этим согласился, он тоже сказал, что ситуация, когда городской транспорт практически находится на самоокупаемости - ненормальна и тупиковая, он привёл в пример ГУБО (их же никто не пытается посадить на самоокупаемость), но пока это отношение переломить не удалось.
В связи с этим я задал вопрос о том, когда всё же планируется переход на систему, когда плату за проезд будет аккумулировать муниципальный орган (в случае Новосибирска это МУП “Пассажиртрансснаб”) и рассчитываться с перевозчиками за выполненные рейсы (а не количество перевезённых пассажиров). Такая система, на мой взгляд, сделает взаимодействия между УПП и перевозчиками более прозрачными, исчезнет проблема “вечерних рейсов” (точнее, она станет проблемой мэрии, а не перевозчиков), и в целом станет ясно, сколько нужно доплачивать за нормальную работу транспорта из бюджета. Лаврентьев ответил, что они переход на эту систему поддерживают, работа идёт, но сроки не обозначил. Главная проблема упирается опять в тарифную политику, чтобы перейти к новой системе, нужно свести расчёт наличными на ОТ к минимуму, а текущие тарифы это не стимулируют.

Общественница и председатель ассоциации садово-огородных обществ “Сады” Светлана Лазарева выступила с большой речью. По её мнению, решение о ликвидации ПАТП на Тихой невозможно, ибо оно географически находится в оптимальном месте. Выход на маршруты из ПАТП-4 приведёт огромным нулевым пробегам (по её оценке, только на топливо расходы составят в несколько миллионов рублей в годы), плюс гарантированно нарушится стабильность работы автобусов из-за непредсказуемой транспортной ситуации на Бердском шоссе и “матвеевском” переезде. Также она сказала, что продать территорию МКП КТО не получится, ибо “зелёные” всё равно здесь ничего не дадут построить (хотя пока “зелёные” добились разве что приостановки стройки на Сиреневой в естественном лесном массиве рядом с жилыми домами, а уж рассчитывать, что кто-то будет бороться за отдалённую полузаброщенную промплощадку - крайне нелепо).
Лаврентьев ответил, что они, разумеется, учитывали перепробеги, реальные цифры не столь страшные, и компенсируются сокращением расходов на ремонте за счёт оптимизации производственной базы. Что касается пробок - из гаража автобусы уходят в 5 утра, в это время на дорогах свободно. Ну и ещё раз отметил, что решение о продаже КТО не его, а принято городским Советом депутатов.
Далее было ещё несколько не имеющих прямого отношения к теме вопросов. Спрашивали, какие автобусы будут покупаться. Лаврентьев ответил, что рассматриваются МАЗы-103 на газомоторном топливе, а также они предлагают в качестве “дежурного решения” на время кризиса на малозагруженных маршрутах перейти на “пазики”. Последний, как известно, в несколько раз дешевле (1,2 - 1,8 млн. рублей против 9 млн. рублей за метановый МАЗ-103), а также проще и дешевле в эксплуатации. В целом такое решение в текущих условиях понять можно, но в любом случае это сильный откат назад и дальнейшая деградация ОТ. Хотя понятно, что это уже не от него зависит. Нужно менять отношение к городскому транспорту как минимум на уровне мэрии, но это уже совсем иной вопрос.

Последний "пазик" в МКП КТО был снят с эксплуатации в 2015 году.


В целом большинство собравшихся считают, что банкротить и продавать КТО нельзя, и нужно искать какое-то другое решение. Я боюсь, что поздно, ибо КТО явно пытались вытянуть уже не раз, но, как видим, безрезультатно. Да, долг последние годы не рос, но только за счёт сильного сокращения внутренних ресурсов (КТО избавилось почти от половины автобусов, и отдало самые убыточные маршруты коммерческим перевозчикам). И если тянуть дальше, действительно, скорее всего, территорию и автопарк продадут через суд по некоммерческой цене. Теоретически можно изыскать в бюджете деньги на погашение долга (112 млн. рублей не такая уж и большая сумма), но это опять же оттягивание ситуации. Нужно реформировать систему, при этом необходимость сохранения муниципальных предприятий мне не очевидна.

Если уж на то пошло, то к работе что МКП КТО, что к ПАТП-4 у меня, как пассажира очень много претензий. Да, они лучше, чем коммерческие перевозчики закрывают вечерние рейсы, но в целом регулярность у них намного хуже (хотя последнее сильно зависит от конкретного маршрута). КТО, например, постоянно снимает с маршрутов в час пик автобусы (в т.ч. и большие МАЗы) для коммерческих заказов. ПАТП-4 вроде за этим не замечено, но их автобусы в бытность у них маршрутов №8 и 139 работали просто отвратительно, с приходом коммерсантов частота и регулярность стали намного выше.
Поэтому я разделяю опасения многих, что передача маршрутов к ПАТП-4 приведёт сбоям и снижению регулярности.
Но, думаю, это ненадолго: от удалённых и малозагруженных маршрутов “четвёрка” однозначно попытается избавиться, и они уйдут к коммерческим перевозчикам. Но я не вижу в этом трагедии.
Долгое время муниципальные предприятия закрывали убыточные маршруты, на которые коммерческих перевозчиков привлечь было невозможно. Но уже сейчас ситуация изменилась - коммерсанты уже обслуживают 52, 52К, 48 и другие малозагруженные маршруты, при этом, повторюсь, работают гораздо стабильней муниципалов ранее. А при переходе на новую систему расчёта с перевозчиками (за выполненные рейсы) проблема убыточности для перевозчика исчезнет и станет проблемой мэрии, а для пассажиров, соответственно, исчезнет проблема вечерних рейсов, которые коммерсанты сейчас упорно не желают выполнять.

МАЗ-103 с 36-го маршрута на коммерческом заказе (у института прикладной физики). Время около 17:30, самый пик. После публикации этого фото на одном из местных форумов, они стали у "заказных" автобусов закрывать маршрутники.


Пока явное преимущество муниципалов в качестве подвижного состава (МАЗы намного комфортней ЛиАЗов, а тем более “пазиков”), но если решение о переходе на “пазики” будет принято, то и это по-сути единственное преимущество муниципального автобуса исчезнет. Поэтому "не так уж страшен чёрт..."

кризис, общественный транспорт, депутаты, МКП КТО, автобусы, Новосибирск, Академгородок

Previous post Next post
Up