Скрытые места Новосибирска: Обь, Тула, Бугры, остров Отдыха и необычный вид Новосибирска.

Nov 06, 2019 10:02



В один из последних дней "бабьего лета" прогулялись по Бугринской роще и острову Отдыха, на который попали посуху(!!!) благодаря низкому уровню Оби и специально построенной этим летом дамбе. 90% увиденного в этой прогулке я увидел впервые, хотя живу в Новосибирске уже достаточно давно. Мало того, уверен, что подавляющее большинство жителей города в этих местах никогда не были и мало что про них знают. А зря. На мой взгляд, в этом месте скрыт огромный рекреационный потенциал, это тот случай, когда вполне реально превратить его в одну из главных достопримечательностей Новосибирска и любимое место отдыха горожан. Но обо всём по порядку.

Мероприятие организовала Маргарита Пироцкая aka Красный Велик - постоянный организатор подобных прогулок, походов и велопокатушек. Людей на этот раз собралось немного...

Стартовали мы от Бугринского моста, который ввели в эксплуатацию в 2014 году и который является первым отрезком будущего Юго-Западного транзита - широтной автомобильной магистрали, проходящий несколько южнее центра Новосибирска (но при этом гораздо севернее южных окраин).

1. Вот этот мост с пешеходной дорожки. Один из самых больших арочных мостов в России.



2. Крупнее. На заднем плане - Новосибирская ТЭЦ-5


3. Пройдя по пешеходному мосту над автомагистралью и войдя в парк "Бугринская роща", наткнулись на такое сооружение с огромной тарелкой на крыше.


Мы строили разные предположения, что же это такое, но оказалось, что это приёмная станция телевещательной системы "Орбита", открытая 2 ноября 1967 года. Благодаря этой системе стало возможным проводить прямые телетрансляции из Москвы в Западную Сибирь. Примечательно, что несмотря на вроде бы сугубо развлекательно-информационное предназначение, объект до 00-х был режимным, охраняемым и подчинялся исключительно московскому ведомству. Тут либо у этой системы было двойное назначение, либо советское руководство считало ТВ-пропаганду делом общегосударственной важности, а возможно и то, и другое.

Как бы то не было, лет 20 назад станция была выведена из эксплуатации и постепенно приходит в запустение. Несколько лет назад городу удалось взять её на баланс и в перспективе здесь планируется открыть технический музей. Концепция музея сейчас прорабатывается НЭТИ.

4. Примыкающий к роще микрорайон с одноимённым названием. В этом месте он уютный малоэтажный 50-х годов постройки, хотя дальше есть и высотки, но мы туда не углублялись.


5. А на входе в парк сделали стилизованный макет арки Бугринского моста.


6. Выглядит, на мой взгляд, так себе. На фото лучше, чем в реальности.


7. А вот так настоящий мост выглядит из парка. Кстати, угадайте, почему его некоторые окрестили "вечнозелёным"? (кто знает, молчать!)


8. Разумеется, как же не поселфиться на фоне одной из ключевых достопримечательностей Новосибирска 21-го века :)


9.


10. Наш экскурсовод Маргарита Пироцкая


11. Женя с Василиной.


12. Чуть-чуть благоустроенной части парка.


13. Любовь к оградам новосибирской благоустроительного департамента неискоренима :(...


14. Ну а мы пошли по лестнице вниз - под мост и в сторону пляжа.


15. Идти по решётчатым ступенькам - весьма своеобразное ощущение. Вроде бы всё твёрдо, надёжно и безопасно (вообще это технически очень правильное решение, такая лестница подвержена обмерзанию гораздо меньше бетонных и даже деревянных), но почему-то какое-то глубинное чувство опасности присутствует, рефлекторно ставишь ноги осторожно. Примерно то же я испытывал, наступая на стеклянную поверхность или прозрачный лёд. Видимо, страх на уровне врождённых рефлексов, в природе все безопасные опоры всегда сплошные и непрозрачные (лёд - редкое исключение, тем более не свойственное первоначальному ареалу обитания рода Homo).


16. Спустились в пойму, теперь можно посмотреть на Бугринский мост снизу.


17. Пляж был почти пустой, что не удивительно. Во-первых, не сезон (всё же середина октября), во-вторых, Обь от пляжа отступила очень далеко.


18. На месте залива для купания теперь болото.


19. Идём по дорожке вдоль Оби.


20. Пойменный лес в этом месте на первый взгляд кажется естественным, но на самом деле это не совсем так. То есть его экосистема в значительной степени формировалась действительно естественным путём, но только с конца 50-х, когда построили Новосибирскую ГЭС и пойму перестало регулярно затапливать весенним паводком. Тогда тут стали массово расти большие тополя и ивы, которые в 60-е разбавили искусственными посадками сосны, лиственницы и ещё несколькими видами деревьев. Теперь всё это воспроизводится уже само, а какого-либо ухода за лесом давно нет.


21.


22. Юридически лесом и вообще рекреационной зоной он не считается, и большей частью отнесён в зону общественно-деловой застройки.


23. А пока территория де-факто является "мёртвой зоной", хоть и находится прочти в географическом центре Новосибирска. Люди сюда приходят/приезжают на стихийный отдых, а некоторые сваливают тут мусор.


24. ...или ведут незаконную добычу песка


25. В общем, красота и полная дикость вокруг.


26. О, кто знает, это такой клён? Похож на тополь, но с огромными листьями!


27. Вот тут хорошо виден размер листов.


28. Снова спустились к Оби. Остров Отдыха, город за ним и стая чаек на мелководье.


29. Какой-то теплоходик с небольшим понтоном.


30. Новостройки "Европейского берега"


31. Бугринский мост прячется за кустами. Но вообще его арка видна из многих точек.


32. Впереди - мосты через Обь и суда, занятые на постройке нового ЛДС к Молодёжному чемпионату Мира в 2023 году. Туда мы ещё придём.


33. А пока мы опять свернули в лес занялись одной из тех забав, которые можно делать только тёплой и сухой осенью. А именно, собиранием охапок листвы и подкидыванием их вверх.


34.


35.Это так здорово!


36.


37. Так, не торопясь, дошли до реки Тула.


38. Первоначально мы её планировали перейти вброд, но в последний момент передумали. Дело в том, то река это протекает через посёлок Верх-Тула и частный сектор Кировского района Новосибирска, где люди не шибко озабочены экологией, да и канализации большей частью нет вообще. То есть чистота воды там под большим вопросом, и даже мочить ноги было рискованно.


Поэтому, решили прогуляться до мостика выше по течению и заодно посмотреть на деревню Бугры, которая на сто лет старше Новосибирска (основана ещё в XVIII веке).

39. А пока расположились на обед.


40. Пока обедали, оказалось, что место весьма популярно у местных, причём не шибко культурно отдыхающих людей. Они проходили мимо несколько раз. А пара весьма поддатых парней сделала то, на что мы не решились - перешли Тулу вброд.


41. Ещё фотографии Тулы.


42. Вид на устье.


43.


44. А вот и деревня Бугры (юридически не имеющая никакого статуса, просто являющаяся частью Кировского района Новосибирска).


45.


46. Необычно смотрятся сельские пейзажи и высотки на заднем плане. А главное, всё это со всех сторон, деревня находится практически внутри молодого Новосибирска.


Впрочем, исторических зданий после нескольких пожаров в деревне не осталось, есть только отдельные следы фундаментов и прочие артефакты.
Подробно об этом можно почитать в исследовании историка и краеведа Константина Голодяева.

47. Дошли до моста через Тулу.


48.


49. Река Тула. Кажется маленькой и спокойной, но были года, когда она выходила из берегов и затапливала жилые дома.


50. Русло её недавно чистили от мусора, но некоторые продолжают его сбрасывать. Типа, а что такого, веками так делали.


51.


52. Ещё пара "деревенских" пейзажей.


53.


54. По улице едет группа на квадриках.


55. Дальше вся дорога ими разбита.


56. Впечатляющий гигантский тополь, я мысленно окрестил его "крапивинским". Потому что именно такие тополя часто встречаются в произведениях Владислава Крапивина.


57. Снова вышли к устью.


58.


59. Обь, рыбак и современный Новосибирск


60. Вся центральная часть города как на ладони.


61. В самом городе как то слабо заметно, сколько новых высоких зданий появилось за последние годы, с реки же кажется, что город весь такой.


62. Сплошная стена из разноцветных новостроек. Новосибирск, где твоя серость?!


63. Если по правому берегу Тулы места были относительно безлюдные, то здесь отдыхающих полно.


64. Люди в основном жалили шашлыки, кто-то пытался рыбачить, почти все на автомобилях.


65. Судя по следам, тут регулярно тусуются любители офф-роад покатушек на всех видах моторного транспорта (джипы, квадроциклы, эндуро). Вот этот явно не рассчитал свои возможности.


66. А ещё здесь над Обью проходит воздушных коридор для заходящих на посадку самолётов в Толмачёво. Вот низко летит грузовой "Боинг-747".


67.


68. А теперь мы пошли знакомиться с речным транспортом.


69. Речной толкач проекта РТ-600 "Прилив" с баржей


70. Он привёз песок на стройку нового ЛДС и по-видимому, уже разгрузился.


71. Суровый борт баржи. Явно на своём веку он повидал многое.


72. Чуть дальше работают два гидравлических перегружателя.


73. Что это такое и зачем они нужны?


Перегружать привезённый на баржах песок можно тремя способами:
Первый - с помощью погрузчика или экскаватора грузить в самосвалы и доставлять на место.
Второй - сгружать с барж песок в реку, затем доставать его со дна земснарядом и по трубам доставлять на место стройки.
Третий - использовать вот такие вот гидравлические перегружатели. Их принцип работы схож с земснарядом, но только песок они берут не со дна, а прямо с баржи. А так также смешивают его с водой, и получившаяся взвесь доставляется по трубам на стройку.

Когда приняли решение строить ЛДС в этом месте, то первоначально планировали доставлять песок самосвалами. Но ряд активистов (немалую роль в этом сыграло Новосибирское отделение партии "Яблоко") убедили власти отказаться от этого способа, как наиболее разрушительного. Ибо толпы гружённых самосвалов на центральных улицах, неизбежно с этим связанная грязь, повышенный износ дорог и прочие "прелести".
Поэтому решили использовать уже подзабытый в наше время речной транспорт. Первоначально планировали использовать земснаряды, ради этого даже сделали искусственный залив, построив дамбу, соединяющую остров Отдыха с берегом, дабы скинутый на дно песок не размывало течением.
Но и от этого в итоге отказались. Возможно, по экологическим соображением, возможно, из-за того, что в результате такой перегрузки качество песка неизбежно портится, он смешивается с донным илом.

74. Вот он, главный рабочий механизм перегружателя.


75.


76. Если ближний к нам пришвартовался у берега, то второй работал.


77. Вот по этой трубе песчаная взвесь доставляется на берег. А вторая труба рядом - для слива воды.


78. Вид на стройку. Туда мы не пошли.


79. А вот искусственная коса, которая ведёт на остров Отдыха


80. Длительность прогулки в этом времени превысила три часа и остались только самые стойкие - Маргарита и наша семья! :) Дети тоже подустали, но всё же мы решили прогуляться и на остров, ибо когда ещё будет такая возможность.


81. В начале пути увидели лежащие сбоку трубы от земснарядов (?).


82. Каждая труба соединяется с другой через шарнирное соединение, таким образом получается гибкая и прочная конструкция.


83. И разумеется, как же в них не залезть!


84. А море песка вокруг поражает! И пофиг, что он набивается повсюду.


85. С другой стороны, нам очень повезло, что не было ветра.


86.


87. Песчаные мини-островки и Бугринский мост вдали.


88.


89. В таких условиях нельзя не упустить возможность сделать коллективное фото своих теней.


90. А также просто покататься по песку.


91. Ну и разумеется, поснимать шикарные виды правобережья!


92. Старое и новое колеса обзора на Михайловской набережной. Что необычно, вблизи новое кажется немного выше старого, а с такого расстояния разница огромна.


93.


94. Три моста: метромост, Октябрьский мост и железнодорожный (самый первый мост через Обь).


95. Обь обмелела настолько, что местами из воды выступает даже гранитное основание. Никогда такого не помню.


97. Остров Отдыха. Ничего интересного там не нашли, было немного облепихи, но она какая-то чёрная и пожухлая. Даже странно, почему так. Тем не менее, сделали дежурное фото...


98. И повернули назад.


99. Два центральных моста - метромост и автомобильный


100.


101. Стойка ЛДС и станции метро Спортивная. Самосвалы на стройке всё же активно задействованы. По информации из "Тайги" речники сильно подзадержались с разворачиванием своей техники, к тому же производительность перегружателей оказалась ниже, чем рассчитывали. Поэтому значительную часть песка всё же завозят самосвалами.


102. Ну а мы, чтобы не дышать всей этой пылью, решили уходить по Октябрьскому мосту на правый берег. Поднялись на него по полуразвалившейся лестнице.


103. По соседнему мосту проходит электричка метро.


104. Октябрьский мост - первый автомобильный мост через Обь, его открыли в октябре 1955 года. До этого Новосибирск фактически был разделён на два города, с весьма слабыми связями между ними. Для переправы использовались паромы, частники на лодках, а также ездили на пригородных поездах. Новый мост связал город в буквальном и переносном смысле и позволил Новосибирску стать единым целым. Помимо проезжей части для автомобилей по нему ещё проходила трамвайная линия и городские коммуникации. Не даром у горожан мост получил прозвище "Коммунальный".


105. В 1986 году параллельно и всего в 30 метрах выше был введён в действие метромост, который до сих пор считается самым длинным отдельным метромостом в мире. Это благодаря этому новому мосту и новой транспортной системе город избежал распада на две половины уже наше время, когда взрывной рост автомобилизации движение по мостам сильно затруднил.


И да, трамвай на Октябрьском мосту демонтировали в 1992 году.

106. Вид с моста вниз.


107. Иди по узкому тротуару вдоль проносящегося потока автомобилей было весьма неуютно. Но зато можно было поизучать артефакты прошлой эпохи


108. Видимо, здесь проходят кабели городской телефонной связи.


109. Рисунок на ограде.


110.


111. Навигационные светофоры и знаки


112. Подходим к Речному вокзалу. В Новосибирске это транспортно-пересадочный узел, включающий в себя метро, электричку, все виды наземного уличного транспорта, кроме, собственно, самого речного транспорта. Пассажирская пристань находится в другом месте (её видно на фото 93), а здание вокзала там давно сгорело.


113. Ну и напоследок пара кадров на недавно отреконструированную Михайловскую набережную. Вид сверху.


114.


115. На Речном вокзале наша прогулка завершилась. Получилось более 4 часов и 12 км. Трек от Маргариты Пироцкой



Её фотографии можно посмотреть здесь: vk.com/album-161993164_265959698

В целом эта прогулка сильно впечатлила. До этого я как-то не особо представлял размеры и состояние этого места. Получается, что почти в центре города, в потенциально отличной транспортной доступности для большинства горожан есть такое тихое место отдыха. Но при этом совершенно не ухоженное, и откровенно загаженное. Градостроители с 60-х годов рисуют тут планы застройки различного назначения, а также скоростную рокадную магистраль, которая в планах должна пройти прямо по Буграм. Местные жители, конечно, этим очень недовольны. Из последней версии Генплана большую часть застройки и рокадную магистраль исключили, но это скорее не результат давления жителей, а просто отсутствие до 2030 года бюджетных средств. Тем не менее, коммерческие строители в пойму уже пытаются пролезть. Дороги к новому ЛДС и станция метро Спортивная, которые появятся к 2023 году, делают это место очень привлекательным. И под предлогом запущенности и захламлённости (а это действительно так) застройщики будут пытаться откусить куски леса.

Что касается моего мнения - эта пойма ценна именно как парк и место отдыха горожан. Сейчас там не очень уютно, в основном тусуется не сильно культурный контингент, много мусора, раздражают проносящиеся мимо квадрациклисты и эндуро-мотоциклисты. Но это место можно и нужно облагородить. Из него можно сделать аналог острова Татищева в Красноярске - тут есть очень хорошие дороги для велосипедных и лыжных прогулок и спорта. Есть хороший (по новосибирским меркам) рельеф с горнолыжной трассой. Нужно только убрать мусор, сделать необходимую инфраструктуру и запретить проезд дальше парковки ЛДС любым транспортным средствам с ДВС. Исключение только для технических служб, но и те в перспективе перевести на электротранспорт. И мне кажется, горожане сюда потянутся, и это будет одна из основных достопримечательностей Новосибирска.

мосты, Бугры, Обь, Бугринская роща, Новосибирск

Previous post Next post
Up