Хакасия - очень красивый и весьма популярный для туристов и отдыхающих регион, но долгие годы добраться до неё из Новосибирска было откровенно проблематично. Вроде бы и рядом (всего-то 838 км до Шира и 1036 до Абакана), но ехать долго: с учётом сборов на дорогу фактически уходило более суток: один день и две ночи.
Дело в том, что единственный поезд №68 Москва - Абакан выходил из Новосибирска в разные годы в шестом - седьмом часу утра. Зачастую до него нельзя было доехать даже на метро, не говоря об удалённых районах. То есть фактически ночь перед выездом поспать нормально не получалось, а среди ночи нужно было заказывать такси и ехать на вокзал.
Вот его график (взято с yandex-расписаний):
Но отправление рано утром - это ещё полбеды. Данный поезд ориентирован в основном на жителей юга Красноярского края и севера Хакасии, именно с того момента, как поезд сворачивал в Ачинске с Транссиба на юг, начиналась активная высадка пассажиров. Но обратите внимание, во сколько этот поезд проходил города и посёлки. Если полвосьмого вечера для Назарово, и десять вечера для Ужура ещё можно считать нормальным (хотя всё равно неизбежно теряется целый световой день на дорогу), то начиная с Копьёво все остальные населённые пункты поезд проезжал ночью. А это значит, что выспаться нормально и вторую ночь не получалось.
Для тех, кто ездит до Абакана и дальше, уже лет пятнадцать есть альтернативный достаточно быстрый и удобный вариант с пересадкой в Новокузнецке. Ускоренным электропоездом №857 Новосибирск - Новокузнецк, который отправляется в 14:40, а далее пересадка на поезд №676 Барнаул - Абакан, который отправляется из Новокузнецка в 10 вечера и прибывает в Абакан в 7 утра. Получалось полдня и ночь в дороге, при этом ночью можно было нормально выспаться. Но этот вариант удобен только для тех, кто ехал до Абакана, для жителей и отдыхающих на курортах на севере Хакасии он не годится.
Ещё можно было доехать на своей машине, можно стать попутчиком через бла-бла-кар, но эти варианты не для всех. Ехать на машине целый день тяжеловато, да и не совсем безопасно.
Как бы то не было, удобный поезд до Хакасии был действительно очень нужен, и многие писали об этом в РЖД/ФПК, даже предлагали различные графики. И неожиданно вдруг в конце прошлого года в ФПК пошли навстречу и назначили новый дополнительный поезд №113/114 Новосибирск - Абакан с совершенно другим расписанием. Вот таким:
Обратите внимание, поезд выходит из Новосибирска в 8 вечера, "транссибирский" участок своего маршрута (который дублируется множеством других поездов) проходит ночью, и только с утра "сворачивает" на линию Ачинск - Абакан, где и происходит основная высадка пассажиров. Таким образом, теперь фактически экономятся почти сутки на дорогу. Можно целый день работать или заниматься другими делами, а вечером сесть на поезд, всю ночь спокойно спать, а уже утром или хотя бы в первой половине дня приехать на место назначения, и там заняться своими делами. По-моему, просто отлично, если бы не очень мощная ложка дёгтя - поезд не ежедневный. Из Новосибирска и Абакана он выходит по нечётным числам, а когда идут два нечётных дня подряд (31-е и 1-е числа), поезд выходит 2-го и 4-го числа, а затем только 7-го. Это очень неудобно, особенно если поездка планируется на выходные.
В этом рассказе я подробно расскажу о поездке на новом поезде по маршруту Новосибирск - Шира. Бонусом - фотографии со станции Шира (их почти нет в сети, а станция очень интересная).
Собственно, этот новый поезд нас и подтолкнул к поездке. Так как добраться до Хакасии стало намного проще, то грех было не съездить в новогодние каникулы: отдохнуть, полазить по горам и пещерам, а заодно навестить родственников. С друзьями-знакомыми собрались аж четыре семьи, правда две из них перед самой поездкой отпали. Предвидя новогодний ажиотаж, билеты мы взяли за полтора месяца. Всего в поезде было 8 вагонов, из них 4 плацкартных, 3 купейный и один общий. Мы взяли плацкарт, к сожалению, вагонов такого класса с биотуалетами и кондиционерами в составе не было (в отличие от 68-го поезда). Забегая вперёд, скажу, что это, пожалуй, единственный минус этого поезда.
И вот 2 января нового 2019 года вечером мы приехали на вокзал Новосибирск-Главный.
1. Поезд №114 подали на 5-й путь. Время отправления - прибытия поездов дальнего следования с 1 августа 2018 года стало местным, но московское время на табло оставили в качестве дополнительного.
2. Маршрутная доска. Кто догадается, какая станция скрывается под наклейкой "Новосибирск"?
3. У нас 13-й вагон (первый за электровозом). Новые маршрутные таблички придумал какой-то "гений дизайна". Красиво, но совершенно нечитабельно, особенно в условиях плохого освещения. Я специально на фотоаппарате выставил настройки, максимально близкие к естественному восприятию.
Вагон был выпущен в 80-е годы прошлого века. Внутри оказалось очень жарко. Проводница извинялась, говорила, что перетопила вагонную печку во время дневного отстоя (график поезда такой, что в Новосибирске он проводит 12 часов - с 8 утра до 8 вечера). Обещала, что вентиляция включится, как только поедем.
Отправились ровно по графику в 19:58. Примерно через полчаса стало намного легче, а через час климат в вагоне стал полностью комфортным: не жарко и не холодно, воздух свежий.
4. Вагон прошёл КВР, но интерьер внутри был близок к оригинальному. И слава богу.
Да, именно такой интерьер (он выпускался с 1966 по 1997 годы) был наиболее эргономичным за всю историю советского плацкарта. Полки в нём были максимальной длины (172,5 см), при этом, обратите, внимание, их ничто не ограничивает. Тогда как в более поздних плацкартах верхние полки стали подвешивать на цепях, а длина сократилась до 166,5 см. Людям более высокого роста (а таких сейчас 72%) теперь стало возможно спать только скрючившись или по диагонали. А вот на таких вытянуться в полный рост ничто не мешает, что меня с моими 187 см очень обрадовало.
К сожалению, в старом вагоне не было ни розеток в купе, ни биотуалетов, но при короткой поездке это было не критично.
5. Дети поразительно быстро освоили подъём-спуск на верхние полки.
6.
7.
8. Сидят вместе, читают книжку.
9.
10. Около 10 вечера дети, наконец, стали утомляться и запросились спать. Но, к сожалению, яркий свет мешал, а проводница выключать его не спешила. Пришлось сделать импровизированные шторки (привет
инновационному плацкарту :))).
Наконец, около 11 вечера все заснули. А там и яркий свет, наконец-то, выключили.
11. В полвторого ночи поезд прибыл на станцию стыкования Мариинск. Здесь заканчивается постоянный ток и начинается "Великое Восточносибирское царство переменки", которое тянется до самого Владивостока. ЭП2К, который тянул нас от Новосибирска, отцепился, а вместо него встал ЭП1.
Сфотографировав электровоз, я вернулся в вагон и лёг спать. Но долго спать не получилось. В 2:10 я проснулся из-за того, что поезд резко и неожиданно остановился. Причём хоть и на станции, но даже не на боковом, а на главном пути. Этой стоянки в графике не было...
Через полчаса стало ясно, что случилось что-то серьёзное. Поезд стоял, навстречу тоже движения не было. Вентиляция не работала, в вагоне стало душновато.
В 3:30 со стороны Мариинска по неправильному (встречному) проехал восстановительный поезд. Я подумал, что мы рискуем задержаться тут на несколько часов, если авария серьёзная. К этому времени из-за жары и духоты в вагоне проснулась почти половина пассажиров.
К счастью, в начале 5-го часа движение открыли.
12. Как только поехали, в стороне увидели огромную пробку на федеральной трассе Красноярск - Кемерово и стало понятно, что причиной задержки была авария на переезде. А вскоре увидели и сам переезд и лежащую на боку разбитую фуру. Видимо, её отодвигали восстановительным поездом.
подробности и фото от ОГИБДД Мариинского района Кемеровской области Да, в этой аварии никто не пострадал.
В вагоне быстро восстановился комфортный климат и все заснули. В Ачинске, где меняют электровоз на тепловоз, а также где недавно реконструировали вокзал, я не выходил. Из-за опоздания стоянку сильно сократили и был риск опоздать, да и спать хотелось. Фотографии с Ачинска будут на обратной дороге.
13. После беспокойной ночи большинство пассажиров спали долго и проснулись только с рассветом, когда поезд уже несколько часов катился по тепловозной однопутке на юг, среди слегка покрытых снегом хакасских степей.
14. Степь, залитая утренним солнцем - это очень красиво. Жаль, стекло у вагона было грязноватым.
Кто-то из детей заметил, что кажется поезд движется обратно. Это действительно так было. Дело в том, что в Ачинске поезд меняет направление. Теперь наш вагон из первого стал последним. Когда я брал билеты, то я специально выбрал этот вагон, надеясь пофотографировать через окно в тамбуре пейзажи, но не получилось - дверь в нерабочий тамбур была заперта на ключ. Проводница, рассудила, что раз там ничего нет, то пассажирам ходить не стоит.
Ещё после Ачинска поезд меняет номер на нечётный (из 114 делается 113-м). Так на РЖД заведено, поезда, которые движутся на юг или на запад - нечётные, а на север или восток - чётные.
15. Расписание поезда в вагоне. Обратите внимание, поезда два, по прибытии в Абакан этот состав уйдёт по маршруту №675 Абакан - Барнаул.
Сам состав поезда барнаульский, проводники тоже. По словам проводницы весь четырёхдневный маршрут Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Ачинск - Новосибирск и обратно (да, вот такая вот почти замкнутая "кругосветка") они работают в одиночку. При этом только в Новосибирске у них есть возможность отдохнуть (там поезд стоит 12 часов). А в Абакане между прибытием и отправлением всего 3 - 8 часов, тут особо не поспишь. Интересно, как такая работа соотносится с ТК?
Но надо отдать должное проводнице, внешне она держалась вполне хорошо, была доброжелательной и вежливой, порядок в вагоне поддерживала.
16. Станция Копьёво. Это уже Хакасия.
Ужур и ещё ряд станций я фотографировал на обратной дороге, смотрите их в следующей части.
17. Снова степи с невысокими горами.
18. Долина реки Белый Июс и гора с девонскими обнажениями вдалеке.
19. Станция Июс. К сожалению, почти все оригинальные вокзалы на линии несколько лет назад реконструировали с типовой обшивкой сайдингом. А вот до перекраски в новые "корпоративные" цвета РЖД пока, к счастью, тут не дошло. Глаза отдыхают от красно-серых красок. Этим, а также, разумеется, просторными степями, эта линия напоминает Казахстан.
20. Второй путь на станции Июс. На этой станции их всего два. Везде деревянные шпалы, стыки, полуавтоматическая блокировка. Линия малодеятельная, увидеть встречный поезд здесь - это удача. Нам не попался.
21. Пересекаем реку Белый Июс. Эту реку, а также её продолжение - Чулым, поезд на своём маршруте пересекает трижды. Возле Июса, Назарово и Ачинска.
В 11:05, ровно по графику, поезд прибыл на станцию Шира. Ночное опоздание в 2 часа нагнали легко. Визуально даже не замечалось, что поезд едет немного быстрее.
22. Пассажиров в Шира вышло много. В основном отдыхающие и туристы. Место очень популярное.
23. Ну а мы побежали в начало поезда - посмотреть и сфотографировать тепловоз. Это был 2ТЭ10М-2592. По обороту он пойдёт с поездом №67 Абакан - Москва, поэтому и две секции. Для более короткого 113-го хватило бы и одной скорее всего. А вообще, профиль на линии очень тяжёлый, есть перевал с уклонами до 20 тысячных.
24. К слову, магистральный тепловоз дети увидели впервые. Он очень впечатлил их своими размерами. Маневровые ТЭМ18ДМ, которые есть в Новосибирске, кажутся совсем маленькими в сравнении с таким монстром. Эх, это они его ещё не видел с грузовым на перевале. Нужно будет попытаться свозить летом.
25. Через несколько минут поезд отправился, тепловоз, обдав нас терпким запахом солярки и масла, потянул состав дальше на юг, к Абакану. Почему-то вспомнилось: "На перегоне Шира - Абакан слегка качается вагончик-ресторан. Два тепловоза тянут на восток..." Хотя песня про другой 67-й поезд, который тут идёт ночью. Я много раз ездит на этом поезде, надо сказать автор песни очень верно передал реалии.
26.
27.
28. Прошло несколько минут и гул дизеля тепловоза стал помаленьку теряться вдалеке. На станции наступила тишина.
29. Предыдущий раз на станции Шира я был летом 2002 года. Как давно это было, как всё изменилось с тех времён, и в моей жизни, и в России, и на РЖД. И тем поразительней, что на станции Шира всё осталось как было и 20 лет назад. Как это не банально, но время тут как будто остановилось.
30. Вот вокзал с отделкой из местного камня. Он почти не изменился.
31. Да, ему заменили крышу, вставили пластиковые окна, но нет ни сайдинга, ни серо-красных цветов. Красота :)
32. Внутри аналогично. Да, заменили скамейки, сделали новую проводку, поставили терминалы и т.п. Но оригинальная отделка натуральным мрамором сохранилась!
33. Памятная табличка.
34. Вид с крыльца. Кое-что всё же изменилось. Появился макет паровоза Черепановых, заменили деревья, фонари.
35.
36.
37. Какое-то служебное здание начала XX века.
Да, дорогу Ачинск-Минусинскую железную дорогу начали строить в 1913 году, но из-за революции и гражданской войны строительство было приостановлено и в эксплуатацию линию ввели только в 1926 году.
38. Вид на север, в сторону Ачинска. И обратите внимание, какое на всех этих снимках просторное небо над головами! Никакой паутины из проводов, простор :)
39. Этой церкви в начале 00-х ещё не было.
40. Ажурный заборчик - ещё один артефакт эпохи МПС СССР. И ведь даже не перекрасили в соответствии с нынешним бредбуком!
41. Дым из местной котельной порой закрывал солнце.
42. Немного фотографий посёлка Шира.
43.
44. Советский арт.
45. Последнее фото с Шира, вскоре мы сели на такси и уехали в Ефремкино.
Про обратную дорогу я расскажу в следующей части. Там будут фотографии с самого красивого участка этой линии Сон - Шира, а также станций Ужур и Ачинск. А в конце подведу плюсы и минусы нового поезда.