Цирцея

Sep 06, 2023 02:29

Я - Цирцея, царица; мне заклятья знакомы;
Я владычица духов и воды и огня.
Их восторгом упиться я могу до истомы,
Я могу приказать им обессилить меня.
В полусне сладострастья ослабляю я чары:
Разрастаются дико силы вод и огней.
Словно шум водопадов, словно встали пожары, -
И туманят, и ранят, всё больней, всё страшней.
И так сладко в бессильи неземных содроганий,
Испивая до капли исступленную страсть,
Сохранять свою волю на отмеченной грани
И над дерзостной силой сохранять свою власть.

Валерий Брюсов, 1899

Dosso Dossi, «Цирцея (или Мелисса)», около 1520, холст, масло, 170 х 172 см, Галерея Боргезе, Рим

Доссо Досси (ок. 1479 - 1542), настоящее имя мастера - Джованни Франческо ди Николо Ди Лютери, был итальянским живописцем, крупнейшим представителем искусства Позднего Возрождения.

В центре холста расположена женская фигура. Героиня одета в богато украшенный яркий наряд, ее голова покрыта роскошным тюрбаном. Волшебница держит в одной руке факел, а в другой - доску с каббалистическими знаками и рисунками. Искусствоведы считают, что прототипом женского образа служила героиня поэмы «Неистовый Орландо», написанной Лудовико Ариосто, современником художника, драматургом и придворным комедиографом герцогов Феррары. Живописец запечатлел сцену из литературного произведения, а именно тот самый момент, когда Мелисса (Цирцея) освобождает от колдовских чар рыцарей, превращенных в миниатюрные фигурки, которые Доссо Досси изобразил подвешенными на стволе дерева, в верхнем левом углу картины.
Недавние реставрационные работы позволили не только очистить поверхность холста от загрязнений, выявив таким образом яркость цветовой палитры, но обнаружить еще одну интересную деталь: в левой части картины, там, где сейчас зритель видит изображение собаки, художник разместил ранее фигуру мужчины, на которую был устремлен взор волшебницы Мелиссы (Цирцеи).
https://ru.borghese.gallery/kollekcziya/kartiny/melissa-czirczeya-dosso-dossi.html


живопись, стихи, цитата

Previous post Next post
Up