На перекрестках улицы Седина. Бывший дом А.Н. Роккеля.

May 22, 2014 17:52


Значительным событием в жизни города  Екатеринодара   в ноябре 1911 года  было открытие в доме 59 / 91, что на противоположном углу улиц Седина и Гимназической, художественного училища.
Об открытии в Екатеринодаре художественного специального учебного заведения неустанно хлопотал основатель картинной галереи Ф.А. Коваленко. И вот хлопоты увенчались успехом: дума ассигновала на это
3 000 рублей.




Училище было открыто на базе школы живописи и рисования при галерее. Училище не раз меняло свою «прописку», неоднократно преобразовывалось. Например, в 1922 году оно стало художественным техникумом с двумя отделениями: живописно-декоративным и художественно- педагогическим. При техникуме в 1931 году было открыто адыгейское национальное отделение для подготовки специалистов по прикладному искусству. Художественное краснодарское училище и сейчас находится на этой улице, по адресу Седина, 117.
Многие его выпускники стали известными живописцами, членами союза художников.



А первое здание училища, о котором говорилось выше, в советское время использовалось как жилой дом. Правда, жильцов отсюда давно переселили, и здание не раз меняло потенциальных владельцев, соглашающихся его реставрировать, но затем отказывающихся из-за отсутствия  средств.









Старинный дом на пересечении улиц Седина, 39 и Орджоникидзе в прошлом был известен  как дом Роккеля.
Так его называют и сейчас старожилы этих мест. Коммерческая деятельность владельца дома была разнообразной: он торговал земледельческими машинами, был агентом «Русско-Кубанской промышленной и нефтяной компании», ему принадлежал остров на Старой Кубани и находящееся там садовое заведение.
Из его выступлений как  гласного городской думы следует, что был он человек гуманный и не раз на заседаниях предлагал кого-то освободить от платы, кому-то помочь материально при поступлении в университет и т.д.
В доме  А.Н.  Роккеля размещалась контора Пашковского трамвая.
28 мая (10 июня) 1897 года городская управа  Екатеринодара заключила с «Генеральной компанией тяги» (Франция) «Договор на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги (трамвая) в городе Екатеринодаре», по которому предоставлялась концессия на строительство двух линий в центре города.
А 18 февраля (3 марта) 1898 года  «Генеральная компания тяги» уступила концессию бельгийскому акционерному обществу «Компания тяги и электричества» (Compagnie de Traction & de l’Electricite), которому 19 июня (1 июля)1898 года  было высочайше разрешено производить операции на территории Российской Империи.
5 (17) сентября 1899 года  состоялась торжественная закладка комплекса трамвайного предприятия (Центральный вагонный парк, электростанция, мастерские) на улице Екатерининской (Мира). С этого момента развернулось строительство трамвайных линий, которым руководил инженер Т. Татарчевский, затем надолго возглавивший трамвайное предприятие в Екатеринодаре.



Когда в Екатеринодаре началось трамвайное движение, казаки станицы Пашковской быстро оценили этот вид транспорта. Ссылаясь на то, что в условиях бездорожья «доставлять в город жизненные продукты на лошадях крайне затруднительно», комиссия от станичного общества подала в городскую управу заявление по вопросу устройства на товарищеских началах трамвайного сообщения между Екатеринодаром и  станицей Пашковской.



В1908 году товарищество было создано, и у Бельгийского анонимного общества, которое строило и
эксплуатировало Екатеринодарский трамвай, появился русский конкурент - «Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар - Пашковская». Годом позже городская дума заключила с товариществом договор на устройство трамвая, курсирующего от Нового базара в Екатеринодаре до базара в станице Пашковской. Движение было открыто в марте 1912 года.
Товарищество называло свой трамвай «автомобильным», так как он работал от двигателя внутреннего сгорания, приводившего в движение генератор. Но в работе такого трамвая было много недостатков, и в 1914 году его перевели на электрическую тягу, с питанием от электростанции «бельгийцев».
Дубинка, «сады» в восточной части городской территории теперь были связаны удобным транспортом с центром города.
А позже Пашковский трамвай сыграл большую роль в развитии этой части Краснодара и создании здесь промышленной зоны.

Краснодар

Previous post Next post
Up