post

Oct 12, 2011 03:20

Оригинал взят у vetka0 в post
В одной небольшом посте сложно раскрыть все нюансы. К сожалению, буковки имеют ограничения, а на любой процесс, в том числе и на воспитание детей надо смотреть системно.  Чтобы передать всю картинку, надо написать не один пост и, даже не два. Но надо ли? Я вообще заметила, что написанное - это лишь подтверждение прожитому. Вот, бывалочи, живешь, проходишь опыт, к тебе приходят откровения и кажется, что ты такая умная, а потом, открываешь книжку, читанную перечитанную тобой до этого, и видишь, что все до чего ты так долго шла, уже написано просто и понятно, а ты этого не видела. А сейчас увидела. Почему?

Ну это все лирика.  Этот пост - ответ на стандартные страшилки, которые мне приводят в качестве примеров на семинарах.  И спровоцирован он вот этим комментарием к предыдущему посту, с помощью которого я хочу поднять несколько вопросов:
 «мама никогда не заставляла нас, примером, убирать, или делать домашние задания, и я особо не училась и успешно превращала свою комнату в хлев, покуда уже в университете не начала снимать отдельно квартиру и приглашать туда друзей. тогда уже захотелось порядка, но он мне до сих пор сложно дается - я так и не привыкла класть вещи на свои места. и учится тоже начала полноценно только в универе. а мой брат на школу окончательно забил, раз никто не контролировал, еле выпустился, потом таки пошел в универ на платный, через симестр бросил и уже 4 год по несколько суток подряд шпилит за компьютером, потом спит день, и дальше шпилит. мама при этом продолжает верить в него все так же абсолютно и оплачивает ему все, включая походы с девочками в кино и рестораны со словами - ну ему только 20 лет, он еще все успеет.»

В процитированном мной комментарии, у меня сразу встает несколько вопросов. В них я сразу стала бы копать на личной консультации: «Как сформирована привязанность с матерью, что дети отказывались  брать у нее даже бытовые знания и не хотели ей помогать?» «Почему порушена потребность быть в чистоте? Почему «хлев» стал привычной комфортной зоной?» «Откуда идет скрытая конкуренция с братом и потеряна вера в своего, родного, кровного человека?» «Откуда идет осуждение материнских действий, где с автором поступали несправедливо, не слышали потребностей?» «Каковы отношения с матерью сейчас, уровень привязанности и ощущение опоры на мать?» «Готова ли мать к тому, что дети уйдут или они ей нужны для реализации своих, материнских амбиций?»  «Сформирована ли ценность МЫ СЕМЬЯ и МЫ ВМЕСТЕ?» Ну, а про то, почему учиться дети оказывались, я даже спрашивать не буду, так как на этот счет я писала много и нудно.

Понимаете, людям свойственно упрощать до максимума любое системное знание, превращая его в четкий алгоритм действий, который, как им кажется, гарантирует результат. От меня часто требуют ответа из серии: «сколько вешать в граммах?». «Заставлять детей или нет?» «Наказывать их или нет?» «Давать грудь или нет?» А я всегда стараюсь увести человека с уровня действий, на уровень понимания. Сначала идет понимание, а из него рождается действие.   И они (действия) каждый раз, в каждой ситуации, с каждым ребенком, в каждой семье РАЗНЫЕ. Я же пишу не о том «Не заставляйте детей и будет Вам счастье!»  Я пишу «Верьте в своих детей, гордитесь ими, замечайте то хорошее, что они делают, смотрите на них так, словно они УЖЕ такие, какими вы их хотите видеть!»

Бывает, я ругаюсь на своих детей. Сажусь на метлу и начинаю всех гонять по углам. Я могу дать поджопник, я могу кинуть тарелку об пол со словами: «твою же мать!» На что мне старший отвечает: «Мама, моя мать ты!»  и смеется. Я живая и испытываю все те эмоции, которые испытывает среднестатистический человек. Более того, когда- то давно, я разрешила себе быть «плохой матерь» и мои неудачи в области воспитания, тупики и бессилие перестали меня раздражать, а являются только маячком, что  что-то не работает и надо искать  новое. А с детьми всегда ищешь новое, так как они растут и развиваются и заставляют нас делать это. Но главное, что нас объединяет, что я всегда держу в голове, слепо веря в это, как в аксиому - МЫ СЕМЬЯ. И это для меня не просто слова. Это система взаимного уважение, доверия,  защищенности,  понимания потребности каждого и придание важности этим потребностям, а не разделение на «хорошо хотеть» и «плохо хотеть», знания, что тебя всегда поддержат и помогут, что прикроют твои слабые сторон своими сильными сторонами, а не выставят их напоказ, чтобы показать себя крутым, но при этом, еще и не решат, что ты в своих слабостях ограничен «ну такой он у нас, что с него возьмешь», а будут знать, что ты растешь и развиваешься вне зависимости о возраста. Для меня семья - это не только мои дети, но и то, небольшое количество людей, которых я нажила по жизни. И вопрос веры в семье друг в друга очень важен. Умирает вера, умирает надежда и любовь.

Вопрос веры в ребенка- это «Ты сможешь!» Мы смотрим как ребенок начинает вставать на ноги и радуемся этому, вмешиваясь только там, где надо ему помочь. И не надо это путать с видением ребенка, как недееспособного «Ты не сможешь, поэтому я все сделаю за тебя» или «Я в любом случае, сделаю лучше тебя, так что сиди и не рыпайся», когда родители просто доказывают себе что-то и реализуются за счет своего дитятки.  Очень часто ребенок не отделяется именно потому, что мать не готова его отпустить. Она так увлеклась своей материнской ролью, давно и глубоко ушла в образ «честная женщина порядочная мать»,  что в ее системе просто необходим ребенок и другие члены семьи, как инструменты для дальнейшей реализации. Уйдут они? И что она будет делать дальше? Кто она?

Тут мне позвонила подруга. Она устала от рутины, от зависимости, от того, что дети в своем эгоизме ненасытны и она уже не понимает, где она, а где дети. Она честно делает все для семьи, но понимает, что (цитирую) «Я не могу стать для детей всем миром». Я ей ответила: «Конечно, не можешь. Именно поэтому  мы, взрослые,  строим свои мир, свою жизнь, а дети  учатся жить в нем.  И мы им в этом помогаем. И чем интереснее и радостен наш мир, тем больше они берут от нас знаний.Наш мир - это не наши дети. Дети - только его часть» Потом, когда дети уже строят свой мир, мы не остаемся в пустоте. Мы не цепляемся за великовозрастных  лбов своим контролем «надело ли наше дитятко теплые штанишки и что оно сегодня ело», а остаемся на оси своих желаний и своего мира, где семья остается семьей, а вот форма отношений меняется, но мы при этом остаемся.

В Новосибирске на моих семинарах, были консультанты по ГВ. В перерыве меня спросили : «Елизавета, а как вы относитесь к сепарации?» Так как у меня это слово связано исключительно с отделением сметаны, я зависла. Мне пояснили. У них давно идут споры о сроках ГВ. Есть сторонники версии, что при длительном ГВ, сепарации ребенка от матери не происходит и он долго остается несамостоятельным.  Я зависла еще больше. Я почему-то такой прямой линейной связи даже не проводила. На вебинаре по «маме», который у меня достаточно популярен, я встречаю взрослых женщин, у которых этой сепарации так и не произошло. Я почти уверена, что их недолго кормили грудью. «Понимаете, - ответила я, - если для матери ребенок является средством реализации своих амбиций и образа «хорошая мать», она самоутверждается за счет него, доказывая себе и всему миру свою значимость, то она ребенка не отпустит. Вне зависимости, есть там ГВ или там исключительно искусственное вскармливание с первых дней жизни. Она будет пахать на ниве материнства и кормить своего ребенка до его пенсии. »

Возвращаясь к вопросу веры. Когда мы верим в своих детей, мы ЗНАЕМ, что они всему научатся, наберутся сил и уйдут строить свой мир, свою жизнь, в свой срок, но мы при этом не останемся в одиночестве, мы все равно будем ВМЕСТЕ. А когда не верим, мы БОИМСЯ, что они уйдут, хотя заявляем, что растим из них «самостоятельных людей».

PS: На утро, после того, как я прочитала процитированный мной  комментарий, и пообещала написать в догонку пост, ко мне в скайп написала моя подруга, у которой нет жж, но мой читает. Она тоже увидела этот коммент. У нее старшему сыну 23 года, младшему 20. Она сказала, что  так и не смогла заставить своих детей учиться и последнее время они «сидели на шее» и не работали, ночами играя в компьютер. Все родственники и знакомые стояли на ушах, настаивая на том, чтобы отделить их и «пусть как хотят». Но ее муж возмутился такому: «Нам что, сложно что ли? Как будет сложно, так скажем!» А она, не смотря на все страшилки, понимала: «Ну не могла я научить их плохому!» В итоге, они созрели, как грибы и один за другим,  сами нашли интересную, перспективную и высокооплачиваемую (для 20-летних мальчиков)  работу, стали подниматься в 6 утра, перестали просиживать за компьютером  и вылетели из дома, как птенцы.  А старший еще и в институте учится. Младший не видит в этом необходимости, пока. Вот так-то.

Previous post Next post
Up