Отчёт: Смольный

Mar 09, 2014 22:59

Первый в этом году отчёт о первой в этом году игре «Смольный: на заре жизни». Да, я помню, что ещё с Космоса не написал. Напишу.

1. Предыстория.Кто не знает, это игра про Смольный институт благородных девиц в начале ХХ века. Ёмкое определение ( Read more... )

РИ, сезон 2014, отчёт

Leave a comment

krayk March 10 2014, 01:20:45 UTC
11. Дотошность. А дотошность далеко не всегда помогает. Даже редко. В случае с замками косяк не в недонесённости мысли, а в тонком месте модели.
А с сексом вы вообще перемудрили. И ты меня не убедил, что это не так. Даже если переживали - достаточно описать маркер пощёчины. А у вас даже он в трёх вариантах, помимо прочих слов.
12. В рамках ролевой игры такой молебен был совершенно не нужен. Он ни к чему. С тем же успехом можно было провести минуту молчания. А тут сразу много косяков - и для игроков-атеистов, и для игроков-верующих, и для персонажей-верующих, и для персонажей-атеистов, на которых никто не обратил внимания. А получилось просто занятие времени, без какого-либо выхода. Есть простой признак сравни в отчётах упоминание Снов (которые зашли) и молебна.
13. Вот вы не в ту сторону пошли. Вы не сократили всё, что можно, потому что молебен ничего не давал. А вот исповедь - давала, и против неё я не возражаю. Это и само по себе интересное действие.
Религиозность игрока при чём в комфорте. Ровно в той же степени, в которой при чём, например, морозоустойчивость.
Ещё раз: я не говорю, что вообще тему религии не надо было затрагивать. Это было бы и затруднительно, и неправильно. Затрагивать; но не так.
14. Не могу назвать высшим пилотажем сюжет, в котором игроки играют с игротехами, а не игроками. ПвП всегда сложнее и интереснее. Интересно ли получать письма от шантажиста-игротеха? Меньше, чем от игрока.
И - нет, мне не кажется. Марго вон выше сказала, что Эрегонд был скорее игроком, и ты сам это подтвердил.
15. Письма. Ты немного не так понял (или я немного не так написал). Эпистолярный жанр в качестве релаксации и времязанимательства хорош и подходит к стилю, И БОЛЕЕ ТОГО, имеет внешние игровые последствия, в первую очередь в виде ответов. Как-то так.
16. Смольный вообще - нарративная игра, процентов на 80. - вот кстати нет. Сны - да, безусловно. А сама игра - нет, не считая частных инициатив некоторых игроков.

Reply

jolaf March 10 2014, 02:58:05 UTC
11.1. Главное - мне было очень страшно. Страшно от мысли, какие волны говна могли вылиться, напиши мы там что-то недостаточно аккуратно. Очень сложно понять, что допустимо, что нет, что в рамках психологического комфорта, что нет. Это реально очень опасная (с точки зрения реакции игроков, особенно после игры, и всего сообщества) модель.

11.2. Пощёчина - не спасение. Девка дёрнется, влепит пощёчину, не разобравшись - замес будет утерян. Правила закрытые. Игрок знающий их должен объяснить игроку, не знающему, что и как, при этом чётко соблюсти границы. Нам это казалось досточно важным, чтобы объяснить всё по три раза в надежде, что оно отложится в голове в качестве правильного понимания.

11.3. Да, я не умею писать короткие ёмкие правила. И видимо никогда не научусь, поэтому мне больно, когда мне в это тыкают.

12. Это очень в духе времени (в отличие от минуты молчания). Не понимаю, почему ты так переживаешь за игроков- и персонажей-атеистов, и не думаешь о верующих.

Персонажи-атеисты-взрослые могли не ходить. Персонажи-атеисты-воспитанницы вольны были воспринять это как скучную повинность ИЛИ, внезапно - как жест поддержки подруг. С игроками-верующими я проблем не вижу, все религиозные тексты были изменены и сокращены, во избежание подозрений в святотатстве. С игроками-атеистами, играющими персонажей-атеистов - см. про персонажей-атеистов выше. Для игроков-атеистов, играющих персонажей-верующих - это просто ролевая игра. Короче, не вижу косяков.

Если ты игрок- или персонаж- атеист, и тебе это неинтересно - ну увы, дай поиграть тем, кто играл верующих, таких было много - и игроки перед игрой, кстати, активно просили у нас религиозного пласта. И вообще, для персонажа этого времени, что (пусть формально) верующего, что неверующего, задуматься в такую минуту о боге и своём отношении к нему - очень естественно.

А насчёт упоминаний в отчётах - я думаю, расписание, звонки, хождения парами в столовую, пинки классных дам и разминка по утрам тоже мало где упомянуты. Есть рутина, и есть ВАУ. Конечно же ВАУ упоминается чаще, но ВАУ оно потому и ВАУ, что на фоне рутины.

Короче, Крайк, я вижу тут какой-то баттхёрт на тему религии - на игре была масса вещей, имеющих сравнимый или меньший функционал, чем молебен, но зацепился ты почему-то именно за него. Я (и не только я) убеждён, что в этой ситуации молебен - совершенно естественная вещь, и для персонажей, и для игры. Почему он вызывает у тебя такой напряг - мне непонятно.

13. "Затрагивать; но не так" - не как? Что не так с молебном? Если у тебя какая-то личная боль, то выскажи её, пожалуйста (мне реально интересно), но не делай вид, что твоя точка зрения объективна.

14.1. А не надо называть его высшим пилотажем. У нас тут не соревнования, кто круче. Сюжет - не ради сюжета. Нам был нужен результат - годная игра для 30 смолянок, мы использовали те инструменты, которые нам показались оптимальными (из доступных). Одни инструменты ничуть не хуже других, лишь бы работали. Делать игру для взрослых у нас задачи не было, поэтому мы сделали её в тех объёмах, в которых у нас была возможность, по остаточному принципу. У нас не было задачи сделать максимально сложно, создать максимум замеса в рамках Смольного института - у нас была задача сделать так, как нужно.

14.2. Всё равно, получаешь ли ты письма от шантажиста-игрока или игротехника, если ты не знаешь, что он игротехник. То, что эконом - игротех, мы скрывали достаточно аккуратно. Шантажист-игрок у нас, кстати, был. А задача эконома была не в шантаже, а в том, чтобы после его смерти в игру оказалась вброшена целая куча компромата на разных людей - с совершенно непонятно, каким исходом.

14.3. И вообще, граница между игроком и игротехом тонка. Учитывая, насколько много игротехники ты любишь брать на себя, твоя аллергия на игротехов не очень понятна. :)

15. Ок-ок. :)

16. Поговори об этом с Ленораном. :) Но я для себя так понял, что нарративизм - это то, что не геймизм, и не симуляционизм. :) Симуляционизма на Смольном, конечно, сколько-то было (и платьишки, и расписание, и всё такое), геймизма было совсем мало (иначе невыдача шифров вызвала бы баттхёрт), а всё остальное - нарративизм (начиная, например, с совершенно не-симуляционистcкого контента уроков).

Reply

krayk March 10 2014, 11:16:41 UTC
11. Остановимся на том, что это разность подходов к написанию. Фрам со Сказкой вот зачастую ограничиваются правилом вида "не быть м**аком" - и в большинстве случаев работает.
12. Я думаю о персонажах-атеистах, игроках-атеистах, игроках-верующих, персонажах-верующих (с ними как раз более-менее гладко) и об игре в целом.
Про персонажей-атеистов. Они могли не ходить, могли как-то что-то показать, но с ними в это потом никто не играл. А было бы прикольно.
Про игроков в целом. Я вот верующий, и даже мне это было не интересно, в первую очередь потому, что занимало ну очень много времени и никак не сказывалось на дальнейшей игре. А неверующим вдвойне неинтересно. Зачем вставлять в игру сравнительно-обязательный элемент, который никому не интересен? Это можно сравнить, скажем, с дежурством на посту. Аутентично - да: ты полночи что-то охраняешь, и ничего не происходит. Интересно - нет: ты полночи что-то охраняешь, и ничего не происходит. Корсар как-то писал, что не надо на игре моделировать реальную армию, надо моделировать интересную армию. Тот же случай. Это я конечно уже с позиции "игры в целом" зашёл.
А батхёрт был бы, если бы я как верующий сказал: "реальное таинство воплощали нерукоположенные люди и ради воображаемого (в данный момент времени) события, и это лицемерие и обесценивание религии". Кстати, встречал это в своём опыте, и не исключено, что на Смольном кто-то тоже так подумал. Но это вообще очень сложная позиция, не хочу её рассматривать. Остановимся на предыдущем тезисе, который без батхёрта и с логикой.
13. Не так - это например исповедью. Вот это было уместно и значимо. Почему - ответил в предыдущем пункте.
14. Вот я как раз считаю, что одни инструменты хуже других - в том случае, если можно применить другие (что не всегда возможно). Хотя аргументы про "нет задачи сделать интересную игру для взрослых" и "нет задачи создать максимум замеса" принимаются. При учёте того, что обе задачи можно было поставить, при желании. Т.е. просто говорю, что вышло хорошо, а могло бы быть отлично.
16. Да как раз симуляционизм - "воплощение Смольного института", просто не в самой жёсткой форме. Интересно, почему же Леноран считает иначе.

Reply

jolaf March 10 2014, 14:40:07 UTC
11. Никогда не понимал, как это может работать, увы. :(

12. "Про персонажей-атеистов. [...] но с ними в это потом никто не играл. А было бы прикольно."
Да, было бы прикольно. С нарративной точки зрения :), если игрок хотел, чтобы с ними потом в это поиграли, он мог как-нибудь демонстративно не пойти на молебен, привлечь к этому факту внимание.

"А неверующим вдвойне неинтересно" - не знаю, я вот неверующий, и мне службы на играх всегда интересны, всегда что-то новое и необычное.

"Зачем вставлять в игру сравнительно-обязательный элемент, который никому не интересен?" - мне кажется, ты излишне обобщаешь. Тебе не интересно - ок. Повторюсь, мы изначально вообще не планировали делать религиозный пласт (в частности, чтобы не запариваться вопросами чувств верующих по жизни), но многие игроки до игры убеждали нас в важности этого поля, так что мы сочли уместным пойти им навстречу.

Мне кажется, что учитывая общий довольно "бегательный" темп игры, некоторая атмосферная пауза, позволяющая задуматься о том, кто ты и куда идёшь, вполне уместна и даже важна. И насчёт "ничего не происходит" я не могу согласиться - мне кажется, нормальный человек, не циник, во время службы беседует с богом (пусть вымышленным) и своей совестью, думает о том, верно ли он живёт и как правильно жить дальше. Я, например, в такие вещи играю с удовольствием.

> "реальное таинство воплощали нерукоположенные люди и ради воображаемого события..."

Это идиотская позиция, да. Если бы кто-то из игроков такие вещи парили, ему следовало оговорить это отношение заранее, увидев в текстах игры упоминания о священниках и службах.

13. Исповедь - вообще-то тоже таинство, если не путаю. :)

14. Можно много каких задач поставить. Я убеждён, что если бы попытались сделать более развитую игру для взрослых, пострадала бы игра Смолянок. Твоё утверждение аналогично тезису типа "Если бы ваш болид Формулы-1 имел ещё и мягкую подвеску и кондиционер - было бы отлично". При том, что если поставить на болид Формулы-1 мягкую подвеску - он перестанет быть болидом Формулы-1.

Иными словами, ты навязываешь сделанной другими мастерами игре близкие и понятные тебе цели, и обвиняешь их в том, что они их не выполнили. Дело не в том, что мы не могли сделать того, чего ты хочешь, дело в том, что на наш взгляд это сделало бы игру хуже.

16. Так-то оно так, но мы с готовностью клали на реалии Смольного, как только нам это нужно было для повышения замеса истории. Это не реконструкция (совсем не реконструкция - очень много в оригинале было по-другому), но набор интересных историй в антураже Смольного.

Reply

krayk March 10 2014, 15:18:17 UTC
12.1. Можно назвать это словом "замесно". И "замесно" вроде бы лучше, чем "не замесно". А привлечь к этому внимание могли бы все стороны.
12.2. Ну, бывают разные и верующие, и неверующие. Просто подумай, было бы тебе интересно стоять на молебне и ничего не делать? Или поучаствовать в чём-то более, эмм... разнообразном?
12.3. Это просто не только моё мнение. И - я ж говорю, пласт действительно важный. Вопрос в реализации.
13. Да. Только это таинство в рамках ролевой игры более интересное.
14. Ты как-то меня всё же узко понимаешь. Твой аргумент в общем принимается, в деталях нуждается в конкретизации. Уверен, что в отдельных местах лучше было бы без игротехов, а в других - хуже. В целом интуитивно даю по 50% обоим вариантам. Но закапываться в отдельные примеры не хочу - долго, затратно и незачем.
16. Не было настроя на "делайте интереснее", а это важно. Как мы с Ленораном говорим, крайне редко встречается подход в чистом виде, обычно всё смешано, просто один - основной. И тут основа - симуляционизм. Но и нарративизм тоже есть. И немножко геймизма.

Reply

jolaf March 10 2014, 15:49:02 UTC
12.1. Ну не игротехов же было этим парить. :)

12.2. Да, конечно, интересно - если у меня персонаж с глубоким внутренним миром, которому небезразличен бог, или есть сочувствие к верующим близким. Я, наверное, в душе девочка, но мне это с вероятностью будет интереснее, чем, не знаю, детектив расследовать.

13. С точки зрения сюжета - да. С точки зрения переживания - общая молитва легко может оставить больший след в душе, чем исповедь, особенно если ты благовоспитанная девушка, которая в последнее время никаких аццких грехов не совершала.

14. На самом деле, тут ключевой момент - кого считать игротехом, а кого - игроком в мастерской позиции.

Например, тот же Туровский - его можно было сделать игроком, но не забывай, что посторонний мужик в Смольном - это нонсенс, событие и всё такое. Это должно быть эпизодом, это не может быть нормой. Поэтому мы выпускали Туровского на короткое время, и он был бы совершенно неуместен, если бы болтался по институту всё время, сидел на уроках и прочее. А игрока выдёргивать игрока на мастерку на несколько часов как-то нелепо.

16. Короче, поговори об этом с Ленораном. :) Я, собственно, его тут цитирую, фактически.

Reply

krayk March 10 2014, 16:16:03 UTC
12.1. А почему нет? Они для того и нужны, чтоб их парить разным!
12.2. Молебен? Уверен? На случай, если ты меня не так понял, я сравниваю молебен с чем-то более интересным РЕЛИГИОЗНЫМ. С исповедью, например. Или Пасхой.
13. Может молитва больше, может исповедь больше, это уж кому как. Может - просто беседа со священником.
14. Ну да. Но это термины. Споры о терминах почти бессмысленны.
А Туровский кстати и болтался, и сидел. Но пофиг.
16. Обязательно.

Reply

jolaf March 10 2014, 16:28:44 UTC
12.1. Потому, что нам не хотелось заставлять людей играть в религию. Игроки между собой могли захотеть в это поиграть, но заставлять не хотелось. Молебен - дело безличное, можешь уйти или сыграть в "скучное бессмысленное действие, почему-то важное для окружающих". А игротехник, спрашивающий "а чего это ты не пошёл на молебен?" - это как-то уже не то.

12.2. Исповеди никто не отменял, про них было объявлено, кто хотел - сходил.

Я чайник, и не знаю, чем Пасха (по форме) отличается от молебна. Служба и служба. Но молебен был крут тем, что это по сути была общая молитва о близких на войне. Это такая же важная часть "военного" сюжета, как газета с объявлением войны и второй Сон.

Reply

krayk March 10 2014, 19:46:54 UTC
Так я всё и говорю, что исповеди - хорошо.
Мы ходим по кругу. Ты меня не убедил. Нужного вам эффекта можно было добиться чем-то более интересным.

Reply

jolaf March 10 2014, 21:06:58 UTC
Исповеди хорошо - но тут нужно было общее, массовое религиозное действо. Возможно вот именно молебен плох какими-то тонкостями, не знаю, не разбираюсь.

Reply

silent_gluk March 10 2014, 20:14:14 UTC
Кстати, мне молебен оказался полезен. Он напомнил про еще одну линию персонажа, которую получилось только обозначить - но я не знаю, как это было отыгрывать в столь сжатые сроки: утерю потребности в вере. Как я объясняла о.Серафиму, раньше мне _надо_ было молиться, я чувствовала _внутреннюю_ потребность. А теперь вот что-то ушло, есть _внешний_ толчок (общая молитва) - молюсь, нет - и не вспоминаю. И вот что с этим делать???

Reply

heithell March 13 2014, 11:31:35 UTC
А мне молебен дал возможность посмотреть на девочек с другой стороны, увидеть, кому из них важен Бог. Мой персонаж молился в комнате перед сном, но это было индивидуальное ОБВМ-действие,актуальное только мне перед собой и Шагии, которая могла это видеть. А тут - хорошо, что было хоть какое-то общее религиозное действо, пусть и не столь замороченно-масштабное, как мы видели на других играх. Для этой цели вполне достаточно, и девочка во мне, Крайк, поддерживает девочку в Йолафе ;).

Reply

silent_gluk March 13 2014, 23:12:03 UTC
Тоже, кстати говоря, вариант!..

Reply

krayk March 17 2014, 18:28:22 UTC
А что ты с этими выводами сделала?
И - я не говорил, что молебен надо было просто убрать.

Reply

heithell March 17 2014, 19:21:43 UTC
А что я должна была с ними сделать, по-твоему?

Reply

krayk March 17 2014, 22:39:02 UTC
Вообще довольно много вариантов. Можно хоть на экзамене натянуть или засыпать.

Reply


Leave a comment

Up