В последние недели тема "VoIP мертв" является едва ли не центральной во многих западных IT-блогах. Даже для тех, кто не является VoIP-гуру такое заявление может показаться странным. Все уже привыкли к тому, что интернет-технологии покоряют любой рынок, на котором они появляются, а здесь - такая засада. Давайте, посмотрим, что же там происходит.
Во-первых, несколько фактов. В середине 2007 года второй по величине VoIP провайдер США (SunRocket) самоликвидировался. А стоимость акций первого VoIP провайдера США - Vonage за 2 последних года с $12 упала практически до нуля (график вверху). И поговаривают, что 2009 год станет для Vonage последним.
Так же стремительно упала в цене и компания Sonus Networks - ведущий поставщик инфраструктуры для VoIP провайдеров. А Cisco (ведущий производитель VoIP оборудования) в октябре 2008 закрыла свое подразделение Broadband Telephony Services и прекратила разработку софтсвичей для IP-телефонии.
В добавок, кризис уже убил несколько VoIP стартапов, таких как TalkPlus и Jangl. А крупнейшая конференция VoIP отрасли (VON) объявила о своем закрытии. В результате, если 2 года назад инвесторы с радостью выкладывали миллионы любому стартапу, который назывался "VoIP стартап", то теперь приставка "VoIP" только отпугивает.
Добило всех заявление руководителя VVoIP подразделения Skype, Джонатана Кристенсена (в октябре 2008), который прямо так и сказал "VoIP - умер".
Неужели передача голоса через интернет - это тупик? Вовсе нет. VoIP, как технология продолжает постепенно завоевывать мир. Но, VoIP как бизнес в определенном смысле действительно умирает.
Кто убил VoIP-революцию?
Перспективы VoIP выглядели замечательно в 1999 году, когда была утверждена спецификация протокола SIP. Это обеспечивало совместимость сетей всех VoIP-операторов. VoIP-коммуникации обещали стать чем-то вроде email: т.е. все бесплатно, есть много провайдеров, у которых можно бесплатно получить интернет-телефонный номер, а если хочешь - можешь создать себе SIP-номер на собственном домене. Но часто ли вы видите SIP-телефон в контактной информации компаний?
На волне этой многообещающей технологии появилось большое количество VoIP-провайдеров (Vonage и компания), которые получили значительные инвестиции и собрались зарабатывать на IP-телефонии. В США для них даже были созданы благоприятные условия со стороны государства. И в начале 2000-х годов они неплохо начали и смогли вытеснить с рынка несколько телеком-операторов, специализирующихся на дальних звонках. Но что произошло потом?
Оказалось, что тарифы операторов традиционной телефонии брались "от фонаря", т.е. формировались не от затрат, а от платежеспособности пользователей. И когда VoIP-провайдеры пришли на рынок с меньшими на порядок ценами, эти телеком-операторы тоже значительно скинули цены. Кроме того, в это же время расцвели и мобильные операторы, которые предоставили еще один альтернативный канал голосовой связи со снижающимися ценами.
С другой стороны, VoIP-операторы уделяли больше внимания маркетингу, чем качеству связи. Фактически они никак не могли повлиять на скорость интернет-канала пользователя и мощность его компьютера. И, если сейчас с этими параметрами - все более-менее нормально, то тогда были проблемы. Поэтому IP-телефония до сих пор считается менее качественной, чем традиционная телефонная связь.
Интероперабельность VoIP-провайдеров тоже страдала (из-за конкуренции друг с другом). В большинстве случаев звонки с одного VoIP-оператора на другой проходили через сеть традиционной телефонии, поэтому были совсем не бесплатные.
В результате показатель цена/качество VoIP никак не стал революционным и у пользователей не было никаких оснований переходить с обычных телефонов на VoIP. И это понятно, т.к. пользователю (при прочих равных условиях) по-барабану, передается его голос по VoIP, по GSM или по телефонной линии. Затраты на VoIP-маркетинг не отбились и стартапы начали исчезать один за одним.
Единственный VoIP-провайдер, которого можно считать успешным (по крайней мере по популярности) - это Skype. И причиной тому (по словам Джонатана Кристенсена) является ставка не на "дешевую связь", а на использования всех возможностей интернет-коммуникаций вместе. Индикация онлайн-статуса, текстовый чат, передача файлов, видеосвязь - без этого голосовая связь в Skype - ничего не стоила бы.
И, как не парадоксально, именно Skype забил на главном обещании VoIP - открытости и совместимости сетей. Skype концентрировался на создании реально полезной штуковины, а не на том, через какие каналы и протоколы передается в нем голос.
Уже сейчас появляется большое количество стартапов и предложений от крупных вендоров, в которых используется VoIP. И нет соменения, что многие из них станут успешными. Но "рынок VoIP" прекращает свое недолгое существование, как случилось в свое время и с "TCP/IP рынком".
Источник 1,
Источник 2 via
dimokrat