Максим Букин /
Источник Многие аналитики утверждают, что технология VoIP (Voice over Internet Protocol) является отражением сегодняшнего дня развитого телекоммуникационного рынка. По прогнозу Strategy Analytics, в 2010 г. доходы от VoIP-сервисов во всем мире достигнут 12 млрд. евро, миллионы служащих полностью отвергнут традиционные стационарные офисные телефоны и будут пользоваться исключительно мобильными. Нашей стране до этого, пожалуй, еще далеко, хотя рынок передачи голоса по каналам широкополосного доступа развивается, и уже во многих крупных компаниях вместо того, чтобы устанавливать на рабочие столы сотрудников обычные телефонные аппараты, используют комбинацию софтфона и голосовой гарнитуры, подключаемые USB-телефоны или АТА-устройства. О целесообразности применения VoIP-решений в корпоративной среде, о будущем специального ПО, об эффективности систем мгновенных сообщений и распространенности VoIP в сетях 3G научному редактору PC Week/RE Максиму Букину рассказывает Борис Тышкевич, вице-президент компании CommuniGate Systems Russia.
P C Week: Какова функциональность VoIP-решений для корпоративных клиентов? В чем их отличие от типовых систем телефонии, используемых в настоящее время?
Борис Тышкевич: Технологии передачи пакетных данных по сетям IP (VoIP) позволяют создавать гораздо более интересные и полезные решения, нежели дешевые переговоры типа “компьютер - телефон” или почти бесплатные “компьютер - компьютер” (оплата только за интернет-трафик. - Прим. ред.); IP-телефония может и должна стать интегрированным элементом универсальной корпоративной ИТ-инфраструктуры, встраиваясь в различные бизнес-приложения, такие как ERP, CRM, управление поставками и т. д. Эти приложения связывают сотрудников компании с партнерами, клиентами и поставщиками, обеспечивая передачу голоса в контексте конкретной бизнес-операции одновременно с передачей всей сопутствующей информации (имена, номера заказов, суммы, даты поставки и т. д.). Разумеется, подобные системы пока еще довольно дороги и далеки от массового внедрения, но уже сегодня корпоративные системы IP-телефонии предоставляют намного более широкие возможности, чем просто позвонить на городской или мобильный телефон или переключить разговор на другого сотрудника.
Испытав первоначальный шок от внедрения нового решения на основе VoIP-технологии и научившись “просто звонить”, пользователи среднестатистического офиса постепенно начинают изучение новых, дополнительных функций.
Что может получить пользователь современной корпоративной системы IP-телефонии? Во-первых, конечно, это более широкие возможности для дистанционной работы, позволяющие не тратить время на поездки в офис в условиях постоянных автомобильных пробок в крупных городах. Каждый сотрудник может включить свой офисный телефон в любой точке мира, где есть скоростной и надежный канал доступа в Интернет, а его коллеги и деловые партнеры всегда могут позвонить такому человеку, где бы он ни был, не перебирая многочисленные телефоны (офисные, мобильные и домашние) и не задумываясь о его текущем местоположении. Более того, каждый пользователь может сам задать условия переадресации приходящих к нему вызовов (например, на мобильный в рабочее время), установив необходимый и удобный для него режим работы.
Во-вторых, это контроль работы секретарей, сотрудников call-центра, сервисной службы, службы поддержки клиентов и т. д. - каждый разговор можно записать, прослушать, подвергнуть анализу по различным критериям. Пользуясь обычными, пусть даже и цифровыми, АТС сделать это довольно дорого и сложно, а вот с помощью интегрированного ПО - на порядок проще.
В-третьих, это расширенная голосовая почта. Вместо банальной записи, оседающей в недрах телефонной станции, формируется целое звуковое письмо, которое попадает в папку “Входящие” (Inbox) почтовой программы пользователя. В письме будут указаны номер, с которого пришло сообщение, время поступления записи, к нему будет прилагаться звуковой файл с самим сообщением, предназначенный для прослушивания в любом медиаплейере. Такое письмо можно сохранить в архиве (в том числе автоматически с учетом телефона звонящего), скопировать, перенаправить другому сотруднику, кроме того, можно послать ответ на это сообщение с помощью обычной программы электронной почты и т. д.
PC Week: Какова ситуация с интегрированными решениями, в которых крупные компании-производители (к примеру, Cisco, Avaya, Nortel) объединяют ПО для работы с VoIP и собственные терминалы или АТС в единое целое, не оставляя возможности использовать сторонние программы-клиенты и оборудование третьих фирм?
Б. Т.: Подобная политика представляет собой “генетическую память” о маркетинговом подходе телефонных корпораций, которые, создав в свое время первые телефонные станции, обеспечили себе гарантированный рынок сбыта на долгие годы вперед, продавая не только запчасти к этим станциям, но и телефонные аппараты. Крупные компании, следуя подобному подходу, стремятся затруднить корпоративным пользователям смену производителя оборудования, ибо менять приходится всё и сразу, а это дорого. Поэтому клиенту, выбравшему какого-то поставщика, очень сложно будет в дальнейшем отказаться от его услуг.
Подобный монопольный подход сегодня вызывает огромное недовольство как у корпоративных клиентов, так и у государственных органов, и вряд ли он принесет успех в будущем - победят, без сомнения, открытые стандарты и совместимые решения. Клиент должен иметь возможность, поставив себе цифровую АТС от одного производителя, подключить к ней те терминалы (аппаратные телефоны или софтфоны), которые ему больше всего подходят в текущих условиях.
Особо хотелось бы отметить роль софтфонов и коммуникаторов - программ, которые, будучи запущенными на персональном компьютере, управляют голосовыми вызовами и дополнительными услугами. Еще не так давно такого рода решения, тем более не для частного использования, а для корпоративных заказчиков, вызывали недоверие в силу неважного качества звука и низкой надежности работы - все неудачи пользователи списывали на старые компьютеры и завышенные системные требования подобных программ. В настоящее время рабочие станции и ноутбуки комплектуются мощными процессорами (спасибо игровой индустрии), основная операционная система для предприятий - Windows XP - стала достаточно надежной, и к тому же появился широкий спектр оконечных звуковых устройств: различные гарнитуры и трубки (в том числе с USB-интерфейсом), обеспечивающие качественное воспроизведение и передачу голоса.
Специфика современного офиса состоит в том, что каждый его сотрудник сидит за персональным компьютером. Почти у всех есть доступ в Интернет или как минимум к корпоративному серверу. Без этого доступа сотрудник обычно не может выполнять свою работу. Поэтому целесообразно дать ему просто хорошее аналоговое устройство для восприятия речи и подключить его прямо к компьютеру, а не в какую-то “специальную телефонную розетку”. Такое аналоговое устройство (телефонная трубка) в тандеме с коммуникатором позволяют организовать работу сотрудника намного эффективнее - согласитесь, куда как просто набрать телефонный номер с помощью софтофона, переадресовать вызов на мобильный телефон при помощи “перетаскивания” (drag&drop), быстро организовать конференцсвязь, собрав участников прямо на экране несколькими ловкими движениями мыши.
PC Week: Какой вам видится роль систем, интегрирующих в себе электронную почту, мгновенные сообщения и VoIP-звонки в корпоративной среде?
Б. Т.: Дело в том, что в современных бизнес-коммуникациях можно выделить два различных подхода к обработке информации. С одной стороны, это отложенная доставка (например, электронная почта). Данный сервис не требует немедленной реакции, оставляя время на размышления. С другой стороны, сервисы немедленной реакции - голосовые вызовы, мгновенные сообщения (интернет-пейджинг, SMS, MMS), а также интернет-чаты, информация о статусе состояния: “Занят”, “Не беспокоить”, “Говорю по телефону” и т. д. Коммуникационные сервисы разного типа могут и должны использовать единый идентификатор пользователя, позволяя ему применять подходящий в конкретной ситуации тип коммуникаций. Использование различных идентификаторов (телефонов, e-mail’ов, каких-то иных ID) порождает путаницу и неудобства.
Однако в настоящее время каждый человек имеет дело со множеством различных идентификаторов, позволяющих ему общаться в той или иной сети: это и Microsoft Live, и Skype, и Google Talk, и другие системы передачи голоса, включая обычный и мобильный телефоны. Эту избыточность пытаются как-то объять программы-коммуникаторы, поддерживающие различные протоколы. Однако, на мой взгляд, такие агрегаторы сервисов еще больше запутывают пользователя и ситуацию, а потому жить они будут лишь какое-то ограниченное время, пока цифровой мир в этом плане еще разобщен. В перспективе нас ожидает единый стандарт, под который различные производители и будут делать программные клиенты и “железные” телефоны.
Тут можно провести аналогию с электронной почтой: еще в середине восьмидесятых годов прошлого века была электронная почта AOL, была Compuserve, каждая крупная корпорация типа Apple или IBM создавала свою систему электронных сообщений, была система обмена сообщениями FIDO, существовали стандарты Х400 с очень сложной и правильной концепцией электронной почты. Однако победила незаметная поначалу университетская разработка, начинающаяся со слова SIMPLE, - SMTP. Никто из серьезных игроков ИТ-рынка тех лет не воспринимал этот протокол всерьез, но его открытость и простота в самые короткие сроки свели в могилу все остальные системы и стандарты электронной почты, и сегодня строка вида login@domain.com узнается любым (цивилизованным) человеком на Земле как адрес электронной почты.
PC Week: Высказывается мнение, что с распространением стандарта HSDPA технология VoIP может “убить” голосовой трафик в сотовых сетях, и поэтому операторы будут весьма существенно ограничивать своих пользователей в работе с VoIP-сервисами. Вы согласны с такой точкой зрения?
Б. Т.: Мобильные сети, даже в третьем поколении, всё еще подвержены негативному наследию “телефонной” идеологии - ограничение и учет. Силы разработчиков направляются не столько в сторону улучшения коммуникаций, сколько на построение различных барьеров и учета потребленных ресурсов. Разумеется, “свободная” идеология быстро развивающегося Интернета создает огромную проблему при выводе на рынок новых услуг. Но игнорировать Всемирную сеть уже не получается, поэтому, выводя на рынок услугу передачи данных и подключая абонента к этой сети, оператор становится интернет-провайдером, конкурирующим в открытой среде, вынуждающей его играть по принятым тут правилам. В таких условиях все искусственные ограничения будут натыкаться на непонимание абонентов, которые уже привыкли к свободному обмену информацией, и как результат - отрицательно сказываться на имидже (бренде) оператора, что в наши дни потеря гораздо большая, нежели некоторое количество непрерывно дешевеющих минут.
К сожалению, большинство операторов до сих пор считает, что голосовой трафик - это самое ценное, что у них есть, поэтому дополнительные сервисы будут натыкаться на искусственные ограничения и плохо восприниматься рынком.
Что реально получится у операторов в сетях 3G - так это обеспечить действительно быстрый доступ в Интернет по технологиям HSDPA, CDMA, WiMAX и им подобным. Как только несколько операторов начнут предоставлять такой доступ и реально конкурировать за клиента, пользующегося передачей данных, VoIP тут же станет “просачиваться” сквозь все ограничения как более удобная и технологически совершенная технология. Да и сами операторы радостно (или печально) примут участие в развитии универсальных и комбинированных услуг, в которые будет включена передача голоса поверх передачи данных. Никакие ограничения, как показывает опыт Европы и США, не могут полностью искоренить VoIP в сотовых сетях, разве что немного отсрочить его внедрение.
С другой стороны, пользователи в своей массе пассивны, и в этом проблема адаптации подобных сервисов. На доведение каждой новой возможности до стадии коммерческого применения требуются годы - так было, к примеру, с SMS. Изначально он представлял собой малоинтересный широкой публике локальный сервис отдельных операторов (кто-то даже зарабатывал на пиратских шлюзах, с помощью которых можно было отправлять SMS-сообщения от одного оператора к другому). Потом операторы почувствовали потенциал новой услуги и обеспечили взаимную передачу SMS-сообщений. В кратчайшие сроки была достигнута критическая масса пользователей SMS. В результате случился бум “мобильных сервисов”, на котором заработали операторы (за передачу SMS) и “контентщики”, придумывающие эти самые “мобильные услуги”. Подобный сценарий ожидается и с услугами передачи данных через мобильные сети. Оператор будет передавать трафик (байты), а какие-то креативные интернет-компании (грубо говоря, “порталы”) - придумывать услуги.
PC Week: Каково отношение производителей мобильных терминалов к VoIP? Многие из них, похоже, не готовы устанавливать VoIP-клиенты в свои устройства по умолчанию из-за опасения поссорится с провайдерами телефонных услуг…
Б. Т.: VoIP-клиенты в свои устройства устанавливает Nokia - в терминалах серий E (и ряде N) инсталлированы стандартные программы, работающие по SIP-протоколу, с их помощью можно звонить как на другой компьютер, так и по телефонной сети общего пользования. В последней версии Windows Mobile версии 6 тоже есть поддержка SIP, однако действительно пока еще очень мало производителей смартфонов включили данную возможность в стандартную поставку. Мобильные операторы являются основными клиентами, заказывающими устройства на основе Windows Mobile. Им не нужна (и более того - вредна) функциональность, которая не приносит денег. Соответственно нет в продаже и смартфонов с поддержкой VoIP. Будет спрос (скажем, со стороны крупных порталов или интернет-проектов), будут и телефоны. Другое дело, что на идее “просто позвонить” - хорошего проекта не сделаешь и аудитории не наберешь. VoIP - это не услуга, а технология, и ее будущее - в интеграции с какими-то иными возможностями, которые будут доступны через компьютер, как настольный, так и карманный.
PC Week: Спасибо за беседу.