Несколько дней назад мне довелось услышать занимательную историю об одном метростроевце, который был ответственен за строительство 3-х станций киевского метрополитена - «Крещатик», «Днепр» и «Арсенальная». Незадолго до своей смерти он рассказал эту историю своему внуку, с которым мы и обсудили давеча все перипетии за «рюмкой чая». Внук метростроевца - и мой добрый знакомый - до сих пор жалеет, что не расспросил своего деда поподробнее. Молод был, ветренен…
Всякие расхожие нюансы строительства наверняка можно найти в специализированной литературе или накрайняк в интернете (как например тот факт, что «Арсенальная» до сих пор остается самой глубокой станцией в Европе). Но, как и с любой капитальной стройкой государственного масштаба (нужно ли напоминать, что до сих пор в метро запрещено вести фото-видео съемку?), здесь возникли обстоятельства, потребовавшие от деда моего приятеля недюжинной выдержки, смелости и мужества.
Для начала стоит заметить, что на 100%-ной правдивости истории настаивает мой приятель. По его словам его дед был кристально честный человек. Он никогда не врал, ни для красного словца, ни в каких-либо корыстных интересах. Я ему верю. Поэтому будем считать, что вся эта история - правда.
Руководящая должность его деда заключалась не в наблюдении за стройкой из окна государственной машины, а в непосредственном участии в разработке планов, макетов, их утверждения, а также, собственно, в бурении самих метрополитеновских рвов. Отдельные участки приходилось проходить почти по грудь в воде, из-за чего дед моего приятеля (для простоты изложения назовем его Н.В.) заработал достаточное количество болячек, а также перенес впоследствии 3 (!) инсульта (один из них стал фатальным). Станция «Арсенальная» была чрезвычайно сложным проектом. Работа на достаточно большой глубине, под большим давлением земельных пластов, к тому же грунтовые воды, регулярно размывающие путь строителей… Но всё это были цветочки, по сравнению с действительно серьёзной проблемой, с которой Н.В. столкнулся на одном из участков пути. По словам Н.В., в какой-то момент метростроевцы на своем пути сильно приблизились к подземным ангарам завода «Арсенал». И для того, чтобы успешно продолжить свой путь, им было необходимо, чтобы завод «Арсенал» прекратил свою работу на несколько часов. Для справки, завод «Арсенал» в советские времена был закрытым предприятием военно-промышленного комплекса и работал круглосуточно. СтОит ли напоминать о значимости объектов ВПК в СССР? Нужно ли объяснять, чем грозило малейшее отступление от расписанной процедуры функционирования таких предприятий?..
Метростроевцы оказались в тупике. Обойти этот участок было невозможно. Продолжить бурение в условиях работающего завода было также нереально. И тогда Н.В. решился на поступок, который вполне можно считать подвигом. В один воскресный день известными только ему способами, используя только ему одному известных людей, он сумел на несколько часов остановить функционирование завода. Метростроевцы прошли проблемный участок.
На следующий день (понедельник) его мгновенно вызвали в киевское отделение КГБ, где он провел целый день… На вопрос моего приятеля (и своего внука), как же он умудрился, извините, выжить после такого допроса, Н.В. ответил уклончиво, но не без гордости и некоторой хитрецы в глазах: «Ну, я сумел убедить их в том, что мне это было нужно». Н.В. продолжил свою работу так, словно ничего и не произошло. Он ещё долго работал в структуре киевского метрополитена, очень поздно вышел на пенсию. На его похоронах собралось большое количество людей. Многие из них были моложе его более чем в 2 раза, некоторые называли его своим учителем…
Разумеется, эта история по прошествии времени вызывает много вопросов. КАК такое было вообще возможно? Н.В. не мог самостоятельно остановить деятельность завода - кто ему помог? А главное, каким образом Н.В. смог убедить своих «сообщников» это сделать? Ведь 100% подсудное дело! Почему план движения буровой установки был таким, что потребовал столь близкого прохождения возле «Арсенала»?
Я поинтересовался всем этим у своего приятеля. Он только разводит руками. Сам, мол, хотел бы всё это выспросить у деда, но того уж нет… С другой стороны, дядя моего приятеля (родной сын Н.В.) - сам метростроевец с почти 40-летним стажем - подтверждает эту историю в целом , хотя тоже не знает никаких дополнительных деталей.
Кстати, как-то проезжая по «красной» ветке киевского метро, мой приятель обратил внимание на многочисленные старые фотографии метростроевцев, развешанные в вагонах. На одной из них мой приятель увидел своего деда - собранного и серьезного, в характерной строительной робе - на фоне своих коллег и подчиненных, а также цветущих представителей «верхушки» киевского метрополитена. Надпись под фото гласила, что оно было сделано во время первого пуска поезда до станции «Арсенальная»…