Чего только интересного не узнаешь из воздухоплавательных книжек, кроме метео и лётной специфики. Например, если после 65-часового перелёта, из которых 40 часов проведено под проливными дождями и снегом, чудом не столкнувшись с айсбергом, приводняешься в гондоле на ледяные воды у берегов Исландии и видишь несущийся навстречу огромный киль гигантской акулы - можно сильно не беспокоиться, она людей не ест.
Или вот такие исторические штучки, которые может и известны, но для меня оказались курьёзом. Перевод небольшого отрывка - сокращённый, вольный и любительский мой, но в целом - как есть.
***
В декабре 1944 года неподалёку от города Калиспелла в штате Монтана был найден загадочный аэростат. Заваленный толщей снега после нескольких недель снегопада странно выглядящий воздушный шар предположительно приземлился между 11 и 15 ноября. Агенты ФБР и военных спецслужб отправили обломки загадочного объекта в технический воздушный центр разведки военно-морского флота в Вашингтоне. Экспертам центра перепало немногое, какие-то озадачивающие обломки: светло-серая бумажная оболочка диаметром в 33 фута; 19 кусков спутанной манильской пеньки по 45 футов длинной каждая, связанные книзу вместе и привязанные другими концами к маленькому металлическому кольцу; части чего-то бумажного, медленно горящего и похожего на бикфордов шнур (сорри, не разбираюсь - так это выглядит: a section of slow-burning paper cord fuse); 250-граммовый воспламеняющий заряд (о, спасибо multitran.ru!) магния, спрятанный в бумажном контейнере; блок цилиндрических металлических клапанов; и веревочный резиновый амортизатор, сварганенный из 250-ти прядей тонких верёвок.
Оставшиеся метки на бумажной оболочке показывали, что шар был «Made in Japan», но зачем? Этот «калиспелловский шар», предположительно наполнявшийся водородом, очень вряд ли мог поднять человека, так что было не похоже, что он был транспортным средством какого-нибудь шпиона для проникновения в Штаты. Может это был беспилотный шпионский шар, возможно содержащий радиооборудование для воздушного наблюдения? А может он переносил оружие - взрывчатку или, того хуже, новые смертоносные бактериологические препараты?
Второй японский шар был найден висящим на дереве недалеко от Эстакадо, в штате Орегон, в последний день декабря 1944 года. Он был идентичен «калиспелловскому шару» и последовал вывод, что оба они были не экспериментальными летающими объектами, а частью какой-то тщательно спланированной военной операции.
Военно-морская разведка была весьма озадачена этими шарами. Откуда они были запущенны и какова их миссия? Ответы на эти вопросы поступили довольно скоро, когда ещё несколько шаров были обнаружены в первые месяцы последнего года участи США во Второй Мировой Войне. Загадочные шары несли бомбы! Некоторые воздушные шары со сбоями в механизме выпуска не сбросили свои бомбы и возвращались невредимыми. Каждая «аэростатная бомба», с небольшой разницей, была оборудована 28-ю бумажными мешочками с песком для балласта, весом в 8 фунтов каждый, четырьмя зажигательными бомбами по 11 фунтов каждая, и 33-футовой фугасной противопехотной бомбой. Чтобы сохранять аэростаты на высоте в течение всего полёта, мешочки с песком высыпали балласт автоматически по очереди под контролем гениально придуманного хитроумного механизма измерения высоты. После того, как запас балласта в виде песка истощался, следующими сбрасывались бомбы с таким интервалом, чтобы они покрыли несколько миль территории. Так как воздушный шар нёс, главным образом, зажигательное оружие на борту, и поскольку оно сбрасывалось на густые лесные массивы северо-западных территорий Штатов, военные спецы пришли к выводу, что миссией загадочных аэростатов было вызвать обширные лесные пожары, чтобы ослабить американские военные действия и для крайне необходимого японцам поднятия боевого духа своих измученных войной соотечественников.
Хотя истинная цели этой аэростатной атаки и стала понятна, но точное происхождение (место взлёта) этого нового секретного оружия всё ещё было не понятно. Сначала было предположение, что оно запускалось с подводной лодки у западного побережья. Аналитики разведслужбы вывели гипотезу, что эти аэростаты в действительности могли быть подняты в воздух с подлодки, эта задача хоть сложная, но не невыполнимая. Во всяком случае, все больше и больше аэростатов попадало на территорию США и стало понятно, что идея с подлодкой неверна. Чужеродные шары также не могли прилететь с кораблей, поскольку к концу войны не было японского морского присутствия в восточной части Тихого океана.
Эти огненные шары могли прилететь только из дома, из самой Японии! Каким-то невероятным образом бумажные шары покрывали 6 000 миль над океаном, добирались целыми и были способны доставить бомбы. Военные планы японцев, которые хотели атаковать американские леса аэростатными бомбами, изначально строились на идее поднимать шары с субмарин в тысячах милях от западного побережья, но по ходу развития войны японцы утратили возможность проводить операции дальнего радиуса действия и план был изменен.
Генерал-майор Кусаба, чей институт Ноборито создал первое оружие для запуска с подлодок, был склонен продолжить операцию. По итогам шестимесячных лабораторных исследований в Центральной Метеорологической обсерватории Японии был сделан вывод, если шары запустить в префектуре Чиба в январе и они поднимутся на высоту 10 000 метров, то их унесёт в восточном направлении со скоростью 200 км/час, они могут пересечь Тихий океан и достичь Западного побережья США за два дня! Так появился (проект) FUGO. Японское название аэростата FUSEN означало «ветер» (FU) и «корабль» (SEN). GO - слово с разными значениями, в этом случае оно означало «оружие». FUSEN + оружие (GO) превратилось в аббревиатуру FUSEN.
Штурмовка бомбами FUGO началась в ноябре 1944 года и продолжалась четыре месяца, за которые специальные аэростатные войска генерала Кусабы наполнили небо тысячами смертоносных аэростатных бомб. Ежедневно запускалось 150 шаров, а всего их 9 300 было отправлено к берегам Америки. Среднее время полёта аэростата составляло 70 часов. Большинству так и не удалось достичь своей цели, но примерно от 900 до 1000 аэростатов действительно пересекли океан и попали в Америку.
Потери от лесных пожаров в США были минимальны, поскольку атака FUGO проводилась в зимнее время, когда ветры в верхних слоях атмосферы более всего подходили для подобного перелёта, но повреждения от лесных пожаров были довольно незначительными. Если бы операция FUGO проводилась в летний период, она была бы успешной, а последствия от лесных пожаров - катастрофическими.
***
А это ещё один японский шар - фугу, от которого тоже ничего хорошего ))