«Это было его решение»

Jul 20, 2009 22:16

Crime-time
10.07.2009
АРМИЯ >> беспредел
Григорий Журавлёв не успел прослужить и двух недель

«Я сына в воскресенье похоронила - не могу сейчас думать о работе», - коротко отвечает на чей-то телефонный звонок Елена Вяткина, сидящая напротив нас в одном из кафе в Перми. Убрав телефон в сторону, она продолжает наш разговор: «Григорий совершил два подвига. Первый - когда пошёл в армию. А второй - когда погиб. Сейчас в войсковой части в Хабаровском крае, надеюсь, наконец-то наведут порядок».

Елена протягивает извещение, в котором военный комиссар Мотовилихинского района Перми Игорь Головкин сообщает: её сын, «рядовой Журавлёв Григорий Владимирович, 1988 года рождения, 01 июля 2009 года погиб в результате <…> нападения с применением физической силы». Григорий не успел прослужить и двух недель.

Ещё до этого, говорит Елена Вячеславовна, сын писал в письмах, что в его части в городе Бикине (№46102) устраиваются «бои без правил». Что особо жестоко там обращаются с теми, кто только что прибыл.

Не отпустить в армию сына женщина не могла: «Это было его решение».

«КО МНЕ ВСЕГДА ТЯНУЛАСЬ ГРИШИНА РУКА!»

«Образцовый ученик!» - так отзывается о Григории его учительница начальных классов Марина Долгих: «Ещё в первом классе на 23 февраля девчонки пели про него частушку: «Очень нравится девчатам, хоть и ростом невелик, наш Калашников Григорий - образцовый ученик!» (Сначала у молодого человека фамилия была по матери, а потом - по отцу - авт.)

«Он был взрослым с самого детства, - продолжает Марина Юрьевна, - и мама называла его не Гриша, а Григорий: «Потому, что он мужчина», - объясняла она. С первого класса Елена доверяла сыну возвращаться одному из школы. Мама давала Григорию очень взрослые поручения: была у него младшая сестрёнка - он следил за ней, пока Елена была занята».

Ответственным Журавлёв был и потом. «Часто класс уезжал на сборы на турбазу, - вспоминает классный руководитель в средних классах Вера Александровна. - Ездили на электричке. Представьте: выходим из вагона - все ученики спрыгивают и идут дальше, а я выхожу последней. Но всегда ко мне с перрона тянулась рука Гришки, который хотел помочь мне спуститься».

«ХОЧУ И БУДУ СЛУЖИТЬ»

После школы Григорий поступил в Пермский филиал Высшей школы экономики. Полтора года назад ушёл оттуда: не лежала душа к учёбе.

Молодой человек занимался бизнесом. Зарабатывал «астрономические» для своего, да и не только своего, возраста деньги.

«В этом мае он сказал мне, - вспоминает Елена Вяткина, - что должен отслужить. Потом собирался снова учиться».

У молодого человека были болезни, по которым даётся отсрочка от военной службы. «Но они его уже полтора года не беспокоили», - говорит Елена Вячеславовна.

По мнению медиков, болезни, что были у Григория, могли не проявляться, если он жил без сильных стрессов. «В таких случаях военкоматы, как правило, признают призывника годным, - считает директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. - Надо делать независимое от военкомата обследование».

Как заявил «ПН» военный комиссар края Василий Лунёв, призывник Журавлёв вообще никаких болезней не имел! За комментариями он отправил нас в Мотовилихинский военкомат. Проведя там полтора часа, мы всё-таки услышали, что Григорий был годен «с незначительными ограничениями».

Что бы показало независимое обследование, неизвестно. На него, повторимся, Григорий не пошёл.

«Он говорил нам, что хочет и будет служить», - отмечает друг семьи погибшего Екатерина Циброва.

«ДНЁМ В ЧАСТИ ВСЁ ИДЕАЛЬНО»

После того как Елена Вячеславовна получила извещение, которое нам показала, она поехала в Хабаровский край. «Я была в войсковой части, в которой служил мой сын. Днём там всё идеально. Но только днём», - вспоминает Вяткина.

В злополучную ночь на рядового напал пьяный младший сержант Владимир Зайцев и избил его. Утром 1 июля Григория Журавлёва доставили в военный госпиталь гарнизона города Бикина. Он умер, не приходя в сознание. «Общаясь со мной, Зайцев плакал и говорил, что не хотел», - говорит Елена.

Сейчас сержант находится в следственном изоляторе. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий» и ч. 4 ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Зайцеву грозит до восемнадцати лет лишения свободы.

Командование пообещало матери погибшего, что установит в жилых зонах части камеры видеонаблюдения. В пермском «Мемориале» лишь разводят руками: мол, почему этого не было сделано раньше, несмотря на предложения правозащитников? В армии, как и везде, есть подонки, а есть порядочные люди. Но почему везде всё делается более последовательно? Почему военные, так стремящиеся выполнить разнарядки по призыву, не бегают за новобранцами и после того, как те попали в Вооружённые силы?

Справка "ПН"
Трое южноуральских призывников осенью 2008 года были направлены служить в войсковую часть №31963 города Бикина Хабаровского края. Однако уже в начале февраля 2009 года они попытались сбежать из части. Причиной побега стали систематические издевательства, которые парни терпели в армии. Один из них совершил побег самостоятельно, других из части выкрали их родители. Далеко уйти беглецам не удалось из-за их тяжёлого состояния: например, у одного была перебита коленная чашечка и опухли ноги. Всех южноуральцев вернули обратно на службу. Дальневосточная военная прокуратура в середине марта провела проверку, в результате которой подтвердились факты дедовщины лишь в отношении одного из южноуральцев - Георгия Джинхотели. По словам родителей парней, следователь прокуратуры проводил допрос в присутствии офицера, поэтому все солдаты побоялись рассказывать о том, что с ними делали. По факту избиения Джанхотели было возбуждено уголовное дело.

>> любой ценой?
Этой весной призывная кампания должна была перевыполнить план в три раза, по сравнению с прошлыми, так как именно нынче из ВС уходят сразу два призыва: те, кто уходил на 1,5 года и на 1 год.
СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ
В ходе весенней кампании были призваны 305 тыс. 506 человек - ровно столько, сколько и планировал Генштаб. В число призывников попали около 100 тысяч ранее судимых.
>> дословно
«Пока ясно только одно, - констатирует прикамский омбудсмен Татьяна Марголина. - Елена Вяткина, как и другие родители погибших военнослужащих в нашем крае, не будет получать ежемесячное денежное пособие. Подразделения Пенсионного фонда прекратили их выплату в марте 2006 года, на территории Пермского края они так и не возобновлены». Московский фонд "право Матери", обещает разобраться в данном вопросе и через суд отстоять права родителей.
>> что делать? Правозащитники советуют ещё до отправки в войска сделать доверенность на родителей на ведение всех дел. Тогда если у новобранца возникнут проблемы, родители смогут от его имени подать заявление в прокуратуру. Если в части бьют, вымогают деньги, а обращения к офицерам не помогают, то пусть молодой человек самовольно уходит из части и идёт в военную прокуратуру, считает комитет солдатских матерей. На это есть десять дней. Если он в этот срок обратится в правоохранительные органы, то его не будут считать дезертиром.
>> мнение эксперта
Ирина Кизилова, руководитель общественной правозащитной приёмной по правам призывников пермского «Мемориала»: - Гриша сам пошёл служить, несмотря на то что имел болезнь. Пресса взахлёб пишет об этом, подразумевая в таком поступке проявление патриотизма. Так вот в этом-то и есть самая большая проблема. Ребята, да и большинство россиян, никак не хотят понять, что больному в армию идти не то чтобы патриотично, а наоборот, - антипатриотично. Потому что от этого плохо не только больному солдату, но и самой армии. Об этом мне не раз говорили командиры военных частей. Болезни, которые имелись у призывников на «гражданке», во время службы, как правило, обостряются - от физических и нервных перегрузок, от плохой пищи, недосыпания... Многие новобранцы и солдаты, призванные больными, большую часть времени «отдают долг Родине» в госпиталях, пока их окончательно не комиссуют.

Максим ИШМАТОВ
Михаил Данилович

армия, беспредел, Пермь, срочник, солдат, Григорий Журавлёв

Previous post Next post
Up