Кому - приход, кому - расход

Jan 27, 2010 15:17











Символ Веры на китайском





Алтарная фреска "Откровение Иоанна Богослова"



Хрустальный ангел

















Это храм Сретения Господня на крыше театра "Школа драматического искусства". Рядом с алтарной апсидой - башенка, шпиль которой должен бы венчать трубный ангел. Точь-в-точь такой же, как на эмблеме театра. Ангел трубил бы в золотой рог, и этот трубный клич подхватывал бы церковный хор, и учебные классы, и гримерки и даже - буфет.

Так думал Анатолий Васильев, когда строил этот театр, когда на свои собственные деньги приделывал к театральной крыше этот храм. По какой-то сложной технологии, под давлением или в кипятке гнули древесину, чтобы апсида была круглой, как замковая башня, оконщики подгоняли окна, стеклодувы выдували уникальные объемные изразцы. Русские и сербские иконописцы писали иконы.

Но главное - строилось не здание. Вокруг игумена Даниила (Ишматова) строился приход. Известо же, что Церковь не в бревнах, а в ребрах живет. Сюда ходили многие артисты, сам Васильев, какие-то художники и профессора, ходила сюда доктор Лиза, хожу и я.

В итоге людей стало так много, что на великие праздники приходилось уговаривать их идти в другие - большие - храмы. Прихожане едва ли не жребий тянули, чтоб оказаться в этой маленьком храмике, снаружи чем-то напоминающем будку Карлсона. Что поделаешь - церковь-то размером с двухкомнатную хрущевку.

И вот теперь, когда голос Васильева в его собственном театре слаб, этот единственный в мире театральный храм находится под угрозой закрытия. Вдумайтесь, в 2010-ом, а не в каком-нибудь 1921-ом году, в центре Москвы, в пяти минутах ходьбы от Кремля храм могут переоборудовать в склад декораций. Или - что вероятней - в бар.

Когда-то, когда эта церковь только строилась, предыдущий Патриарх Алексий благословил создание прихода, а мэр Лужков распорядился приписать ее Высоко-Петровскому мужскому монастырю, настоятелем которого в тот момент был архимандрит Иоанн (Экономцев). Но пока шло оформление бумаг, новым настоятелем стал епископ Зарайский Меркурий, который приехав в храм с инспекцией не без основания заметил: "Кому приход, а кому - расход".

- Что же нам делать? - удивился директор театра Алексей Малобродский.
- Ну, общину я вам регистрировать не советую. Можете обратиться к Святейшему за благословением служить типа 4 раза в год. На открытие и закрытие сезона, на Пасху и Рождество. А лучше - закройте просто.

Весь разговор передан со слов одного из участников этой исторической встречи, имя которого я, конечно же, не назову, потому как журналисту открывать такого рода источники - не полагается.

Еще раз повторяю - Москва, 2010 год. Храм закрывают не революционые матросы, не чэка, не наркомпросвет и даже не сэс с мозгазом. Храм советует закрыть архиерей Русской Православной Церкви, который помимо прочего возглавляет Синодальный отдел Религиозного образования и катехизации.

Понятное дело, что он в глазах невоцерковленного Алексея Малобродского выглядит самой Церковью, ее единственным властным представителем. Малобродский вздыхает и думает: ну и отлично. Нечего тут со всякими кадилами нам пропускной режим нарушать.

Этот пост, конечно, не является обращением к Святейшему Патриарху. Такое обращение с просьбой благословить создание самостоятельного прихода храма Сретения Господня при театре уже пишется и вскорости свои подписи под ним поставят артисты, режиссеры, художники, студенты мастерской, другие прихожане. Именно об этом мы будем просить Святейшего несмотря на то, что владыка Меркурий нам этого "не советовал". В конце-концов почему домовый храм в МГУ, Телецентре или Счетной палате - это хорошо, а тут - в театре Ангела - нет?

Этот пост - просто недоуменный вопрос. Малобродскому, например. Алексей Аркадьевич, дорогой, ну, ведь круто же иметь на крыше своего театра единственный в мире театральный храм. Тем более храм такой модный, клевый, живой. Круто, если в этот храм на Троицу придут какие-то молодые люди и будут они стоять у его дверей - на крыше - в шелесте березовых веток. Круто же быть интересней, умней, современней других. Понятное дело, что община храма будет оплачивать все расходы по его содержанию, так что это не расход никакой, не расход.

Мне вообще вся эта ситуация кажется какой-то дикой, какой-то выдуманой, какой-то не из моего времени (я поэтому два раза про 2010 год и написал). Может, все дело в том, что ангела на шпиль так и не посадили?

UPDATE:

Я зарегистрировал сообщество Храма Сретения Господня на крыше васильевского театра. Вступайте, читайте, пишите. Там теперь ежедневно будет сообщаться о новостях, связанных с жизнью общины, о закрытом и опечатанном пока храме.

Призываю всех активных комментаторов переместиться туда. Это касается как защитников и членов общины, так и ее недоброжелатетей. Там все можно писать не в комментариях, а в самостоятельных постах. Так что - толку для всех будет больше. Спасибо.

храм на крыше, игумен Даниил, Анатолий Васильев, недоуменное, картинки

Previous post Next post
Up