Про кино в целом и про «УС-2» в частности.

May 02, 2010 11:17

Обещала написать рецензию на «Утомленных солнцем-2». Выполняю.

Кхе-кхе-кхе… *Влезает на табуретку и очень волнуется*

В фильме есть такой эпизод: в окопе два бойца коротают время за игрой в буриме. Зек-штрафбатовец в восторге от того, как озорной курсант Кремлевского полка ловко зарифмовал слово «хуй».
И весь фильм «Утомленные солнцем-2. Предстояние» производит впечатление такого стихотворения-буриме. Вместо рифм дано:
- Великая Отечественная война;
- Православие;
- Сталинский террор;
- Воссоединение вырезанной еще в 37-м семьи Котовых.
А в промежутках лепи чего хочешь. Ничего не напоминает? Это же SEO-фильм: заточенный под ключевики, с насильно впихнутым между ними изувеченным смыслом.

Я вообще люблю кино про войну. Только отснятое тогда, до 1980 года, на аутентичных впечатлениях. Когда большинство задействованных в создании фильма людей как минимум уже жили на свете, когда шла война, а как максимум воевали сами и знают, о чем говорят (снимают, показывают, играют).
Почему фильмы «В бой идут одни старики», «Офицеры», «А зори здесь тихие» - классика? Почему УС-2, хоть и сделан с претензией на нетленку, никогда в этот ряд не встанет? Очень просто.
Смотришь, допустим, «Стариков» в 15-й раз. Девочки в конце обычно плачут. Но все равно понимаешь: добро победит зло. И ведь побеждает: 9 мая все равно настанет, и придет в те места оркестр и сыграет. Затем и смотришь, чтобы еще раз это почувствовать.
Смотришь «УС-2». Горло сводит, но не от гордости за наших погибших мальчиков, а от подступающего обеда. И осознаешь: зло победит зло. 9 мая - не «праздник со слезами на глазах», а годовщина капитуляции одной из сторон. Тех, кто сжег заживо в сарае табор цыган, победили те, кто запер в бараке отряд "врагов народа" и открыл там пулеметный огонь. Различие только в языке, на котором отдаются приказы, и в цвете формы. А, ну еще в панораме: барак показан справа налево, а сарай с цыганами слева направо. (Символическое зеркало?..)
Вот и вся разница.

Рецепт нового русского «эпического» кино столь же прост, как и рецепт вареников: смешайте православие и войну (любую, какая есть в холодильнике истории; смута тоже подойдет), вбейте туда личную трагедию отдельно взятого человека, добавьте по вкусу эротику, кровь, человеческие внутренности и животные вопли невинноубиваемых. Варить до готовности, при подаче украсить пиаром от «Первого канала». Кино готово.

Короче, лучше бы «Офицеров» раскрасили.

мысли, культурко

Previous post Next post
Up