На постановке оперы Альбана Берга "Воццек" треть зрителей покинули зал в ходе представления, а многие из досидевших до конца, кричали "Браво" и устроили сильную овацию...
Постановка безусловно сильная. Поделив сцену на квадраты, зрителям отлично продемонстрировали атмосферу разлада, разъединения, весьма характерную для нашего времени. Разделение на ячейки хорошо демонстрирует сумасшествие Воццека. Нет ничего страшного, что действие перенесено в наше время: опера-то современная. Певцы мне в целом понравились, и Воццек, и Мари с тамбурмажором, и доктор с капитаном. А детский хор, разбитый по ячейкам (в каждой ячейке по дитю), был более чем убедительным.
А вот музыка... Что тут скажешь. До конца мне понравились только сцены убийства Мари и сцена обнаружения ребёнком тела матери. Весь ужас атональной, режущей уши музыки как нельзя лучше передаёт трагизм ситуации. А что касается всего остального... то лучше всего о похожей музыке (правда, из совсем другого произведения) вполне справедливо выразился один известный музыкальный критик примерно так:
Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно. Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию.