Прочитал небольшую книгу (по сути, серию очерков) Г. Уэллса о Советской России 1920-го года, под названием «Россия во мгле».
Оказался поражен - Уэллс, несмотря на свое неприятие марксизма (которое иногда справедливо - например, в одном из очерков он подвергает насмешке попытку трактовать азиатскую бедноту как «пролетариат», а иногда и переходит грань - в его рассуждениях о «бороде Маркса») умудряется выдать очень важную характеристику произошедшего. Он понимает, что главное у большевиков - не теоретическое учение, но их гуманистический, созидательный пафос (Ленина он величает «Кремлевским мечтателем», без негативных коннотаций). Приведу два характерных отрывка из произведения:
«Во всем мире это учение (Марксизм - прим.) и пророчество с исключительной силой захватывает молодых людей, в особенности энергичных и впечатлительных, которые не смогли получить достаточного образования, не имеют средств и обречены нашей экономической системой на безнадежное наемное рабство. Они испытывают на себе социальную несправедливость, тупое бездушие и безмерную грубость нашего строя, они сознают, что их унижают и приносят в жертву, и поэтому стремятся разрушить этот строй и освободиться от его тисков. Не нужно никакой подрывной пропаганды, чтобы взбунтовать их; пороки общественного строя, который лишает их образования и превращает в рабов, сами порождают коммунистическое движение всюду, где растут заводы и фабрики. Марксисты появились бы даже, если бы Маркса не было вовсе. В 14 лет, задолго до того, как я услыхал о Марксе, я был законченным марксистом. Мне пришлось внезапно бросить учиться и начать жизнь, полную утомительной и нудной работы в ненавистном магазине. За эти долгие часы я так уставал, что не мог и мечтать о самообразовании. Я поджег бы этот магазин, если б не знал, что он хорошо застрахован. Это мрачное время ожило у меня в памяти в разговоре с Зориным, одним из руководителей Северной коммуны. Это очень симпатичный, остроумный молодой человек, вернувшийся из Америки, где он был чернорабочим. Зорин - хороший оратор и пользуется большой популярностью в Петроградском Совете. Мы вспоминали прошлое, и он рассказал мне, что до сих пор не может забыть о грубости и жестокости, с которыми он столкнулся в Америке а большом мануфактурном магазине, куда пришел наниматься упаковщиком. Мы говорили с ним о том, как наш общественный строй изматывает, калечит, ожесточает честных и полных энергии людей. Это общее негодование сблизило нас, как братьев».
Согласитесь, пусть и резкое (полностью отрицать роль марксизма невозможно - да и Уэллс очень упрощенно его трактует у себя в произведении), но не лишенное точных наблюдений высказывание.
«Большевистское правительство - самое смелое и в то же время самое неопытное из всех правительств мира. В некоторых отношениях оно поразительно неумело и во многих вопросах совершенно несведуще. Оно исполнено нелепых подозрений насчет дьявольских хитростей "капитализма" и незримых интриг реакции; временами оно начинает испытывать страх и совершает жестокости. Но по существу своему оно честно. В наше время это самое бесхитростное правительство в мире».
Такая характеристика дорогого стоит!
В этих и других фрагментах Уэллс сообщает о характере большевиков нечто очень важное и личностное: думаю, каждый сутевец, прочитавший книгу (а она мала - семь журналистских очерков, от силы час), почует что-то родное и сокровенное в характере описываемых Уэллсом героев.
До встречи в СССР!