May 23, 2010 00:16
Писано моим другом Николаем Стрельниковым:
"Ой-ей-ей-ей! Это ж целое эссэ, сочинение... Ну, ремень, сцепление, ключ, 1-я передача, поворотник, взгляд в зеркало, прижимаем газ, приподнимаем сцепление, поехали... Отечественный автопром - понятие неоднородное т.к. за свою многолетнюю историю он много раз менялся, переворачивался с ног на ноги, ложился в гроб, воскресал и снова ложился в гроб и там опять-таки снова переворачивался. Первое, что приходиться признать - это не самый сильный автопром на земном шаре и даже на континенте. Второе - он глубоко (хотя, я считаю НЕ ПОЛНОСТЮ!) вторичен от западного автопрома (в большей степени от американского, в меньшей - от европейского). Автомобиль в этой стране слишком долго был предметом особой роскоши, особого положения, возможностей. С одной стороны это хорошо - это создало определенную культуру автомобилизма в советском (тогда еще) обществе, с другой - это плохо т.к. здорово притормозило его в своем развитии. Ну, а в 90-е, когда хлынул поток иномарок в страну эта культура начала уничтожаться. И была, практически, полностью уничтожена в этом десятилетии, когда автомобиль превратился в предмет быта, т/с, расходный материал, подсобный инструмент. Другая беда нашего автопрома, которая здорово подрубила с ног - задержка морально-устаревшей базе на конвейере, при условии легкого рестайлинга, который подается, под видом новой модели (яркие тому примеры: вся классическая линейка АвтоВАЗа, второе поколение семейства “ Samara - 2” , семейство “ Priora ”, Москвич-2138(40) и его модификации, модели автомобиля «Волга» после ГАЗ-24), если на западе полностью меняется база, а за ней и модельный ряд, то в России производиться легкий внешний «фейслифтинг» (ну, может, под капот л.с. или инжектор добавят - это в лучшем случае!). И база десятилетиями может стоять на конвейере меняя только внешность в декоре и сиденья с обивкой в интерьере. С одной стороны хорошо, она обкатывается, исчезают «детские болезни», но конкуретноспособность на рынке и прогресс как-то падает. Еще одна беда - прижимание прогрессивных идей. Посмотрите, какие классные проекты, концепты, опытные прототипы разрабатывались в КБ автозаводов (особенно ярко это видно у АЗЛК), повышение комфорта, АКПП, улучшение дизайна (кординальное), претензия на GT -класс, проецирование информации на лобовое стекло голограммой и т.п. Но все это методично зарубалось, резалось руководством заводов (пример - Р.Асатрян-сука!), отраслей промышленности а иногда даже и страны (пример - Сталин зарезал чудеснейшую «Победу-НАМИ»). Все имеет свое начало и свой конец. Пример автомобиль ВАЗ-2106 производился ровно 30 лет. первые лет десять он был «третим после правительственного лимузина, вторым после «Волги» авто по уровню престижности на 1/6 части света, потом лет 10 был просто народным автомобилем, а последние лет 10 вообще скатился до статуса «хач-мобиля», хотя и качество у этих «шестерок» стало не то. А все от чего? Во время не сняли с производства и модель не вошла в историю, как, например та же «трешка». Еще проблема о прототипах - слишком долго рожаем! Пока придумают прототип, пока его испытают, пока проведут всю документацию, выпустят на конвейер, гля, а прошло лет 10, модель морально устарела (пример - ВАЗ-2110, ВАЗ-1118)! Она, вродь, как и новая, но вышла б она лет 10-15 назад, вот это был бы авто!!!... Проблема слабой внутренней конкуренции. Характерно, особенно, для советского автопрома. Заводов, КБ и НИИ, вроде, как много, а марок-брэндов, по пальцем посчитать. Имеем ситуцию: представительский класс бслуживают заводы ЗиЛ и ГАЗ (конкуренции между ними нет: Горьковчан для чинов по-ниже, Москвичи - для «Самих!»), средний класс полностью отдан ГАЗу (а, именно, «Волге»), конкуренция отсутствет вообще! В малолитражном классе соперничают меж собой ВАЗ и АЗЛК, ни прозводный от него ИЖмаш (за спиной первого италияшки-кредиторы, обширная PR -компания, куча народных стереотипов, спортсмены и производственная мощь, за спиной вторых - остатки преданных поклонников марки, заводчане, те же спортсмены, славная история). Микролитражный класс отдан Запорожскому заводу (позже го потеснит автомобиль «Ока»). Спортивные болиды делаются в Прибалтике штучно, но в мировых пробегах советские авто, практически, не участвуют, сигмент остается полудохлым в масштабах рынка. Так же проблема комфорта и безопасности - одна из самых острых проблем отечественного автопрома. В этой стране делаются хорошие танки, боевые, машины, высокотонажные грузовики, неприхотливые внедорожники, НО семейные седаны с комфортом и подходящие под средние нормы безопасности… У нас ремни-то появились только в 70-х гг. а подушки и кондиционеры серийно в этом десятилетии - позор!! Причем скопированные с устаревших западных аналогов. Нет, у нас были более-менее комфортные авто, но они опять же были не для всех. Вобщем, то, что происходит сейчас это цикл в истории. Сейчас мы видим наплыв иномарок. Но не стоит отчаиваться, так было в начале ХХ века, когда отечественный автопром делал свои первые детские шаги, так было после ВОВ, когда ветераны из побежденной Германии начали возвращаться на «Хорьхах», «Опелях», «Мерсах», «БМВ» и т.д. так есть и сейчас. Возможно, история скоро завершит этот цикл и пойдет на новый, и отечественный автопром снова пойдет на подъем (хоть какой-нибудь подъем!)… Ну в конце краткий обзор по заводам-производителям:
ОАО «ГАЗ» (быв.НАЗ, ЗиМ, ГАЗ) - филиал завода “ Ford ” в Нижнем Новгороде, самые американские из всех русских авто производились и производяться здесь. Конечно, Советский период был триумфом завода. На заводе делались народные надежные грузовики и авто высокого класса, для советской элиты, дорогие, большие красивые: слово «УолХа» («Волга») звучало, сродни словосочетанию «член 30см.». Но 90-е годы выявили все косяки, что называется, хотя, Горьковчане и вырулили на своих утилитарных «ГАЗелях» (вывзя на них весь малый русский бизнес, тогда еще зарождающийся), но бренд все-таки, как мне кажется, уронен (хотя и живой, и, вобщем-то целый). Но никакой “ Siber ” ничем им помочь не сможет, он только усугубит положение, а «ГАЗели» уже сдают свои позиции, да и стыдно выезжать на такой продукции заводу, который когда-то делал «Победу», ЗиМ, «Чайку». Короче, думайте Нижегородцы, думайте, пока есть хоть сколько-то времени и рынка… АМО ЗиЛ (быв. АМО, ЗиС, ЗиЛ) - корифей отечественного автопрома, наверное самый старший «из магикан». Что с им происходит я не пойму… Он, вроде, не развалился, не обанкротился, но он же ничего производит. После «Бычка» я лично ничего от него нового больше 10 лет не видел. Обещали президентский лимузин, давно обещали, я еще в школе учился. Сейчас я готовлю диплом, где лимузин??? Путин с Медведевым все что-то как ездили на «Мерсе», так на нем и ездят. Ничего не могу сказать про этот завод сейчас, потому, что он не подает никаких признаков жизни. Хотя, по факту, знаю, что он живой. ОАО «УАЗ» (быв.УльЗиС, УАЗ). Ну вот опять. То и я че-т не понимаю, то ли… сколько можно уже лепить эти «Козлы» с «Буханками»?? Ну неужели они такие рентабельные?? Ну, если есть предложение, видимо, есть и спрос. А “ Patriot ” - это, вообще, курьез (само по себе это слово написанное латиницей)! Я лично пока ничего положительного об этом авто не слышал. Но, все-таки надо отдать должное, завод держится на плаву и пытается еще создавать что-то новое, как всегда не то, но пытается! Похвально! Конечно до уровне “ Land rover ” и “ Jeep ” далеко, но пусть стараются… Вообще в России с внедорожниками плохо никогда не было, одна «Нива» чего стоит! Видимо в силу неумения и нежелания патологического делать нормальные дороги и климатических условий русские всегда делали внедорожники, ну, по крайней мере, неприхотливыми и надежными. К тому же эта отрасль автопрома всегда была привязана к оборонке. ОАО КамАЗ (быв. КамАЗ) - большаааая надежда и гордость автопрома! Ну, грузовики, вроде мощные, надежные, в спорте прославлены неоднократно, на экспорт в вялоразвивающиеся страны хорошо идут. Хотя, дальнобойщики все больше стремяться на “ Scania ” или “ Volvo ” сесть. Да и Белорусские МАЗы, говорят, поджимат на рынке. В любом случае КамАЗы - хорошие грузовики! Дай Аллах татарскому народу держать честь марки и производить дальше такие же авто, за которые России хоть не стыдно!... ОАО «Москвич» (быв.КИМ, ЗМА, МЗМА, АЗЛК) - ой… боль души моей (и не только моей), агнец принесенные русским произволом менеджмента на заклание. Жалко мне эти авто… «Москвич» был самым самобытным советским автомобилем и, наверное, самой душевной и красивой малолитражкой. Будьте вы прокляты ссссуки, Лужков Юрий Михайлович, Асатрян Рубен Саркисович, Карос Гон. Лично я вам этого никогда не прощу! Не простят и бывшие заводчане, и поклонники марки. А ведь сколько прогрессивных идей, автомобилей принесено в жертву идиотскому русскому капитализму… Козлы… и никаким «Лоханом» вы своей вины не искупите (хотя машинка хорошая). ООО «КАвЗ» (быв. КАвЗ) Ну автобусы на базе грузовых ГАЗов - душевная вещь, хотя они теперь все больше в ритуальных услугах аботают. А «Аврору» я похвалю в графе про ПАЗ. ОАО «ПАЗ» (быв.ПАЗ) 672 люблю за Серпуховское детство, за студенческий отдых на Юге и за дядю Казбека, лично. 3205 у меня вызывает тошноту, даже, когда просто стоит ии я созерцаю его со стороны, не от внешнего вида, нет. Тошнит рефлекторно от эффекта, который производит этот автобус. Там сидеть-то тяжело, не то, что стоять! Такое ощущение, что создавали не автобус, а грузовки. Размежно такую подвеску на пассажирский транспорт?!! Как сказал мой друг Евгений когда-то: «Коль, давай лучше опоздаем, давай не поеде на этом автобусе! Его трясет, даже, когда он стоит». Ну а «Аврору» я люблю! Комфортный автобус! Апофеоз моих первых студенческих будней, сколько сладких снов я там увидел, сколько музыки переслушал, сколько дум передумал. Пускай они и дальше делают такие хорошие пригородные автобусы, как «Аврора»!… ОАО «ИжАвто» (быв. «ИЖ») Я так и не понял он умер или нет? Хотя, лично для меня, он умер после того, как перестал выпускать свои авто и начал делать сначала классику ВАЗа, а потом “ KIA Spectra ”. Ну, что там таить, как бы не старался Устинов в свое время. Завод этот был, относительно, слабенький и всю свою историю был кому-то дочерним предприятием, филиалом (сначала АЗЛК, потом ВАЗу). Хотя в Ижевских «Москвич»ах, «Комбарях» и «Каблуках» есть своя сласть. ОАО «АВТОВАЗ» (быв. ВАЗ) Вы думаете я сейчас начну ехидничать? Нет! Не буду! Вы знаете, я тут проанализировал историю завода в формате истории страны, и пришел к выводу, печально, но по-своему, Е.Карпунин прав - имидж «народного автомобиля» этому самому народу был навязан сверху, а свежий завод и брэнд надо было раскручивать (зря что ль к итальяшкам на поклон ходили), вот и вложились в него. Завод, конечно, постороили мощный, с высокими темпами производства, сетью СТО (в совке это было круто!). Вообщем, вписались «Жигули» в душу русскому человеку, да и, действительно, это легенда советского (российского) автопрома и отрицать это глупо, пережили они и престиж, и упадок, и имидж «пацанского ТАЗика», и «Хач-мобиля», наверное АвтоВАЗ за свою недолгую историю успел увидеть, практически, все, что может увидеть автозавод в этой стране (кроме войны и работы на фронт, наверное). Мне лично нравятся классические советские «Жигули» (2103 обожаю!!) что бы там про них не говорили, но то, что завод еще делает сейчас… Ну “ Kalina ” мне еще нравится, тока дорогая и своих денег не стоит. Ну, конечно же уважаю «Ниву»! Как такое авто не уважать?... Но все остальное… как не передний привод перешли… тут и буква «Т» в абревеатуру вписалась. Ну «Самара» полбеды, но 10-е семейство и “ Priora ”… Ладно, главное, чтоб сейчас хоть этот бренд сохранили!... Не знаю почему, но он все же дорог, привыкли, видимо. А то хищный ‘ Renault ” уже и это собрался съесть! Да, и еще, директора из Тольятти, наймите наконец-то нормальных дизайнеров себе!! Потому, что за последние лет 20 Волжский завод не создал ни одного по-настоящему симпотичного авто (даже в проэкте)!... В любом случае, пускай завод живет!… ТагАЗ. Я еще не успел понять, что это за зверь такой. Модель “ Vega ”. Внутри не котался, тем более, не водил, с машиной, фактически, не знаком. Но внешность мне ее не понравилась (это даже хуже, чем на АвтоВАЗе). Ладно, «поживем-увидим кто кого как и где» (с) Е.Летов. Про Запорожский, Луцкий, Львовский, Минский, Кутаисский, Прибалтийские заводы я промолчу т.к. это уже отечественный автопром, для других «отечеств». Ну, вот, в общих чертах, вроде, и все, думаю, погрома этим своим эссэ я не спровоцирую."
О Русском...