К.Шаброль. Кузены. 1959.

Mar 13, 2012 22:52

Шарль (Жерар Блен) - молодой провинциал, полный надежд и нежно любящий мать. Он приезжает к своему кузену Полю (Жан-Клод Бриали) в Париж учиться на юриста. Поль ведет богемный образ жизни, полной вечеринок, развлечений и коротких любовных историй. Все дается ему легко, в том числе и учеба. Шарль влюбляется в девушку из компании Поля, привыкшую к мимолетным романам. Рыцарское отношение юноши восхищает ее, но Поль, сам влюбленный во Флоранс , убеждает ее в том, что Шарль наскучит ей, и они начинают жить вместе. По совету приятеля-букиниста Шарль пытается уйти с головой в учебу, но проваливает экзамен, который Поль накануне успешно сдал, не прикладывая ни малейшего усилия. Это становится последней каплей, привычная картина мира, где добро и усердие должны быть вознаграждены, рушится. В ужасном состоянии Шарль чуть не убивает Поля, но по трагической случайности погибает сам.
Да, к концу фильма Шаброль нагнал тоски, а ведь ничего не предвещало, кроме револьвера, который, по закону жанра, конечно же, выстрелил. Такое ощущение (в финале), что это фильм-предупреждение о том, что справедливости нет и надо быть к этому готовым. Девушка выберет веселого и наглого, работа не принесет плодов, брат предаст, а смерть своего не упустит.
С другой стороны на протяжении всего фильма нет никакого ощущения мрачности. Он теплый и уютный. Меня не отпускало ощущение, что именно такие или очень похожие ребята мне встречались в фильме "Звездный билет". И меня очень потрясло это сходство. "Они такие же как мы!")
Игра Блена потрясающая. Эта пара вообще фееричная, ведь фильм снят в том же году, что и "Красавчик Серж", и у обоих актеров совершенно разные, казалось бы, характеры. А можно еще посмотреть на судьбу Сержа, как на продолжение судьбы Шарля, если бы он разочарованный вернулся домой и так далее по сюжету "Сержа". А Поль наоборот бы заболел и приехал его спасать... Похоже на ленту Мебиуса, так все переплетается. Интересно, Шаброль об этом думал?
Почему-то многие критики, говоря о "Кузенах", пытаются противопоставить город и провинцию, повесить на Поля и компанию ярлыки бездельников, лентяев, не имеющих целей и принципов. А Шарль, дескать, добродетельный провинциал, приехал и попал как кур в ощип. И никто не хочет признаваться, что в студенчестве занимался тем же самым - бухал, эпатировал, рисовался. Шарля даже сравнивают с Мышкиным (а, кстати, хотела бы посмотреть, как бы его сыграл Блен, по-моему, прекрасно бы подошел), но это не совсем правомерно, мне кажется. Барышня сильно не дотягивает до Настасьи Филипповны, а, следовательно, понижается и градус восприятия ее Шарлем. Просто всегда будут люди, тонко чувствующие и болезненно воспринимающие удары судьбы, не стремящиеся нарастить броню показного безразличия, как это делают остальные. Шарль, например, близко к сердцу воспринимает историю одного из приятелей Поля, несчастно влюбленного, тогда как остальные только потешаются над ним. Здесь вообще нет каких-то откровенно безнадежных персонажей. Даже циничный Поль влюбляется. А у нас весь такой положительный Костик из "Покровских ворот", совершенно милый обаяшка, бросал девушек пачками, помните его "Вычеркиваю!"? И кто после этого негодяй? Да никто. Такова наша странная, иногда страшная, безумная, прекрасная молодость.
А трейлера не будет, к сожалению. Только фото.




Взято на Кинопоиске

кино, Франция, дилетантские мысли, восторг

Previous post Next post
Up