К.Шаброль. Лани. 1968.

Jan 29, 2012 22:42

Успешная и красивая Фредерика (Стефан Одран) гуляет по Парижу и знакомится с художницей, рисующей мелками на асфальте. Девушку зовут Уай (Жаклин Сассар). Фредерика приводит ее к себе домой и они становятся любовницами. Затем обе уезжают на виллу Фредерики в Сен-Тропе, где уже живет пара бездельников, которых экстравагантная Фредерика содержит забавы ради. С Уай она тоже обращается как со своей собственностью. На одной из вечеринок, устроенных Фредерикой, на Уай обращает внимание архитектор Поль (Ж.-Л. Трентиньян).
Они проводят вместе ночь. Уай рассказывает об этом Фредерике. Та идет к Полю, соблазняет его, после чего приводит его к себе в дом. Они начинают жить вместе. Уай страдает от того, что не нужна ни Полю, ни Фредерике. Это приводит к тому, что она пытается вжиться в образ Фредерики, занять ее место. Поль и Фредерика уезжают в Париж. Уай следует за ними и убивает Фредерику.

Очень красивый и странный фильм. В первой сцене мы видим все в приглушенных тонах: улицы Парижа, дымку зелени, реку, мост, рисующую Уай, лишь Фредерика на этом фоне выглядит ярко: макияж, одежда, все резко и графично, она доминирует над всем, как бы являясь автором придуманной ей истории, каждому из участников которой отведена своя роль. Уай же, напротив, пластична и подвижна, как текучая вода, податлива для манипуляций Фредерики. Но внутри нее зреет бунт, ей не нравится быть игрушкой, она стремится поменяться ролями с хозяйкой положения. Уай надевает одежду Фредерики, делает такой же макияж, даже рисует мушку, копируя ее образ. Это напоминает процесс печати фотографии, когда размытый контур становится все четче, постепенно проявляясь и вырисовывая изменения, происходящие с Уай. В финальной сцене очень контрастно смотрится Уай, лежащая на кровати. Оригинал уничтожен, круг замкнулся.
Абсурда происходящему добавляют эпизоды с приживалами, которые вроде бы должны быть комичными, на самом же деле выглядит все очень зловеще. Они, словно два бесноватых Арлекина, самим фактом своего существования нагнетают атмосферу тревоги.
От безумной музыки в сцене у камина мурашки бегут по коже. Музыкальное сопровождение вообще на высоте. Шаброль плотно сотрудничал с Пьером Жансеном, без сомнения, талантливым, своеобразным композитором. Здесь Жансен создал потрясающий фон: струнные, словно что-то пилящие, монотонно перебираются с одной ноты на другую. Как навязчивые, что-то кричащие голоса, которые слышит Уай.
Для большего диссонанса Шаброль постоянно показывает безмятежный солнечный день, поверхности постоянно бликуют. Всеми выразительными средствами подчеркивается несоответствие внешней идиллической картинки переживаниям героев.
Не стала бы называть фильм мелодрамой, скорее это психологический триллер с элементами саспенса.

image Click to view


кино, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up