С.Леоне. За пригоршню динамита. 1971. Тема предателя и героя ч.2.

Dec 09, 2011 21:20

В главных ролях великолепные Род Стайгер и Джеймс Кобурн. Более чем двухчасовая сага о событиях в Мексике начала ХХ века. Бандит, грабящий дилижансы (Стайгер), по имени Хуан, встречает на своем пути мотоциклиста, обвешанного динамитом (Кобурн). Он представляется Шоном, но потом поправляется - Джон. Шоном звали его друга по террористической организации в Ирландии, предавшего своих и убитого Джоном. Хуан видит в дружбе с Джоном возможность разбогатеть, совершив налет на банк, но на деле оба оказываются вовлечены в самый эпицентр революционного движения. Герой поневоле, Хуан теряет всю свою семью и едва не гибнет сам из-за предательства одного из вожаков движения - доктора Вильеги. Джон узнает о предательстве, но умалчивает о нем, давая доктору шанс погибнуть героем. Этот эпизод опять отсылает нас к рассказу Борхеса, о котором я говорила в прошлом посте. Здесь проблема рассматривается немного под другим углом. Джон не говорит о предательстве не потому, что хочет скрыть правду, а потому что не чувствует себя вправе судить кого-то. Однажды он уже совершил подобную ошибку. Воспоминания о друге на протяжении всего фильма преследуют Джона, флэшбэки о прекрасных временах его юности сопровождаются удивительной красоты мелодией Эннио Морриконе.
Что интересно. И, кстати, ни в одной из рецензий мне эта мысль не попалась. В финальном флэшбэке есть мимолетная сцена, где девушка Джона, о любви к которой он постоянно вспоминает, начинает целоваться с Шоном. Джон смотрит на это и постепенно его лицо теряет свои очертания, сливаясь с фоном, а улыбка начинает напоминать оскал. Не здесь ли кроется истинная причина убийства друга? Тогда ситуация переворачивается с ног на голову и предателем становится Джон? Не поэтому ли он прощает доктора? Есть мнения?
В фильме много размышлений, яркие диалоги, длинные крупные планы, дающие возможность прочувствовать мельчайшие нюансы переживаний героев. Сцена в дилижансе, когда Хуан смотрит на оскорбляющих его народ людей, на их жующие рты, откуда изливается поток спесивой и циничной клеветы, вызывает физическое отвращение до дрожи и стиснутых зубов.
Масштабные картины расстрелов, массовых казней, десятков трупов стариков и детей, все это делает фильм почти эпическим, выводя далеко за рамки вестерна, на который кажется похож фильм сначала. Без сомнения гениально сыграл Стайгер в сцене диалога Хуана с Джоном, читающим Бакунина. Говорят, что это была импровизация. Хуан восклицает: "Революция, что такое революция? Не говори мне о революции! Я все знаю о революции! И с чего они начинаются. Сперва, кто-то читает книги и приходит к тем кто их не читает - к бедным и говорит:" Пора изменить жизнь..." Не цикай мне, не цикай...Я знаю, что такое революция... Те кто читает говорят тем кто не читает - бедным: "Пора изменить жизнь! И что сделают это сами бедные" А потом эти читатели садятся вокруг полированного стола и говорят, говорят... Что им нужно то, им нужно это... А что с бедными? Они мертвые! Это и есть твоя революция. Так что не надо о революции. А что бывает потом? Все это дерьмо начинается сначала." После этого Джон выбрасывает книгу.
Интересно слышать эти простые рассуждения, когда в городе творится Бог знает что, СМИ говорят диаметрально противоположные вещи, а ЖЖ и ФБ переполнены ядовитыми постами... Ребята, посмотрите фильм, он реально сильный, просто чтобы немножко прочувствовать саму идею революции, перестать романтизировать ее, хотя бы чуть-чуть предвидеть ее последствия - много крови и грязи... Я тут ни в коем случае не призываю к всеобщему послушанию, лишь к тому, чтобы вовремя отделить зерна от плевел и не дать манипулировать собой, кто бы не пытался это делать. Как сказал Джон Мэллори: "Когда кругом неразбериха, тому кто точно знает чего он хочет, легче достигнуть цели"

image Click to view

кино, за историю, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up