Б. Уайлдер. Потерянный уикенд. 1945.

Nov 24, 2011 15:45

Когда-то подающий надежды, а теперь практически спившийся писатель Дон Бирнам (Рэй Милланд) без работы и средств к существованию мечтает написать роман о своих непростых отношениях с алкоголем. Уже есть навзание: "Бутылка". Дальше дело не идет, хотя и брат и возлюбленная всячески поддерживают его.
Фильм поднимает проблемы алкоголизма. На мой взгляд много натяжек, особенно в первой половине фильма с этими глуповатыми сценами попыток спрятать, а потом найти бутылку. Где-то до середины фильма смотришь с ощущением, что или авторы не в теме, или это что-то типа комедии. Потом начинается трэш: Бирнам уходит в запой и с этого момента все становится намного ближе к реальности. Считаю, что Милланд сделал этот фильм своей отличной игрой. Имею в виду, что сам сценарий слабоват: все действие - сплошь штампы, словно взятые из анекдотов про пьяниц, а вот психологичность - заслуга Милланда. Уайлдер нашел идеальный типаж для того, чтобы показать, что происходит с красивыми перспективными мальчиками, чувствующими себя молодыми Хэмингуэями. Они словно скользят по жизни, возле них всегда кто-то есть, если одна женщина не выдерживает и бросает такого человека, тут же находится другая, жаждущая помочь и спасти. Мужчина еще хорош собой и обаятелен, никто даже не догадывается, какие бездны отчаяния в его душе. Это воспринимается, как некая глубина натуры, на самом же деле, за этим ничего не стоит, кроме бесконечного ужаса, который человек глушит алкоголем. Именно это красноречиво передал Милланд.
Невероятно тягостное впечатление производит эпизод, когда Бирнам пытается сдать в ломбард печатную машинку. Все ломбарды закрыты, но он упрямо идет через весь город, еле волоча ноги, в надежде получить хоть какие-то деньги на выпивку. Музыка Миклоша Рожи, сопровождающая его передвижение, оттеняет душевное состояние героя.
Потрясюще снята сцена в больнице. Это нечто среднее между вытрезвителем и психушкой. Некий рубеж, перейдя который человек не может вернуться к нормальной жизни. Люди попадают туда снова и снова, большая часть из них неадекватна, страдает белой горячкой, сопровождающейся жесткими галлюцинациями. Герой попадает туда и в ужасе сбегает. Он надеется, что все обойдется, но приступ "белочки", случившийся с ним дома, приводит его к мысли, что песенка его спета. Над галлюцинацией Бирнама оператор постарался, конечно. Кровавая схватка двух мышей - летучей и обычной - леденит кровь. После этого любой за револьвер схватится...
Не знаю, кто виноват, но закончить фильм реалистично не получилось. Появившаяся девушка Бирнама спасает его от самоубийства, а знакомый бармен, раздобрившись, возвращает ему машинку. Обнадеженный и воодушевленный Бирнам возрождается к новой жизни. Из-за этой неровности фильм воспринимается кусками и остается рваное впечатление. Мне кажется, можно было показать хотя бы пару попыток героя справиться с проблемой, а не укладывать все в рамки нескольких дней, тем более, что флэш-бэк про знакомство героя с девушкой был, можно было сделать еще несколько, вместо того, чтобы столько времени показывать как героя прячет бутылку в люстре. Тогда и финал был бы логичнее, а то получается волшебство какое-то, без малейшего усилия.

image Click to view

кино, дилетантские мысли

Previous post Next post
Up