Каменный квартал - исторический микрорайон Красноярска. Часть 4. Археология

Jul 11, 2010 13:50



У селения Ладейки крестьяне еще в XVII веке находили курганы, при распашке которых обнаруживали человеческие кости. А на протяжении последней сотни лет (в 1883-1983 годы) здесь проводились археологические раскопки, результаты которых имеют большое значение для изучения истории Красноярского края и не только.

Так, выделяют Ладейский комплекс разновременных памятников, расположенный на правобережной енисейской террасе в районе бывшего села Ладейского. Он включает в себя:
- Ладейскую стоянку палеолита, неолита, бронзового и железного веков;
- Ладейское городище (VII - XII вв.);
- Стоянку «Ладейская 2» (III в. до н. э. - II в.).



Открытия XIX века

Началом археологических исследований Красноярского района считают XIX век, когда Енисейский губернатор А. П. Степанов начала первые раскопки курганов близ Красноярска. Тогда только с окрестностей ладеек была получена значительная археологическая коллекция. А «в своем капитальном труде «Енисейская губерния» А. П. Степанов писал, что курганы эти оставлены древнейшим населением чудь, которое переселилось на запад и, как гласит легенда, ушло жить под землю» (Макаров Н. Древности Ленинского района // Наш рабочий район / сост. Л. П. Бердников. - Красноярск : Платина, 2002. - С. 33.). По подсчетам П. С. Проскурякова, только на правобережье, близ Ладеек и Торгашино, насчитывалось до 60-ти древних курганов. (Там же.)

Большинство курганов близ Ладеек относилось к VII - I вв. до н. э. В этот период от минусинских степей до современного Красноярска обитают племена тагарской культуры В это время древние племена красноярского района переходят к скотоводству и земледелию, развивая также металлургию бронзы. Что же находили в курганах? «В одной могиле под земляной насыпью хоронили одновременно несколько человек, а то и сразу десятки людей. Покойных сопровождали бронзовые ножи, шилья, круглые диски-зеркала. Появляются первые железные орудия. В глиняных сосудах находилась жидкая, вероятно молочная, пища. На одежду нашивались различные украшения. Наиболее часто встречались бронзовые бляхи в виде фигурки оленя с подогнутыми ногами.

Многочисленные бронзовые изделия этой эпохи из Ладеек мы находим в прекрасно иллюстрированном атласе академика В. А. Радлова «Сибирские древности». В его основе лежит археологическая коллекция еще одного выдающегося красноярца И. А. Лопатина. … Благодаря сборам этого исследователя коллекции красноярских древностей стали достоянием науки еще в XIX веке» (Там же. С. 39). Артефакты из красноярских курганов И. А. Лопатин, собравший лично и «по дворам» приличную коллекцию вещей из разрушенных курганов, передал в Эрмитаж в начале XX века (Город на костях // Вечерний Красноярск. - 2007. - 31 октября, по словам научного сотрудника отдела археологии и этнографии краеведческого музея Сергея Фокина).

Ладейская стоянка была открыта в 1883 году Иваном Тимофеевичем Савенковым.


 
Фотография представлена в экспозиции «Палеолит» Красноярского краевого краеведческого музея.

Он провел первые сборы каменных орудий позднего палеолита (1883), сборы других материалов Н. К. Ауэрбах (1923), Г. Мергарт и В. Г. Карцов (1929) и др. В коллекции имеются железные ножи, наконечники стрел, бронзовые накладки боевого пояса, иглы, костяные наконечники стрел, ложки и другие предметы, керамика.
Приехав в Красноярск после окончания Санкт-Петербургского университета, И. Т. Савенков преподает в Краснояркой гимназии, а в 1873 г. становится директором учительской семинарии. Одно из педагогических новаторств - проведение занятий на природе. Во время одной из таких экскурсий в окрестностях Ладеек в промоине оврага вместе с костями вымерших животных было найдено скребло человека эпохи неолита! Через год палеолитические древности были И. Т. Савенковым найдены на Афонтовой горе.

Вот что пишет об этом открытии вблизи Ладеек археолог Николай Поликарпович Макаров в вышеупомянутой статье «Древности Ленинского района»: «Насколько неожиданным было открытие палеолитической эпохи на Енисее, говорит тот факт, что не только в окраинной Сибири, но и на территории всей огромной России этот период истории человека не был практически изучен. (!!! - k)
О своих находках И. Т. Савенков докладывает в Обществе врачей Енисейской губернии. В те времена это был основной центр краеведческой работы. Уже название доклада «О палеолитической эпохе в окрестностях Красноярска Енисейской губернии» было заявкой на необычность открытия: человек жил на Енисее еще вместе с мамонтами и другими вымершими животными. (!!! - k)
Уже в Москве, на Международном антропологическом конгрессе 1892 г., доклад Савенкова о палеолите Енисея привлек пристальное внимание зарубежных ученых. Сообщая о результатах конгресса, французский археолог барон Ж. де Бай (Жозеф де Бай - k) закончил свое сообщение в Парижской академии наук словами в честь И. Т. Савенкова и его открытий: «Эти факты являются настоящим событием в науке. Мы можем сказать, что новая эра открылась в исследованиях о начальном периоде существования человека, и там именно, где предполагалась колыбель его. И эта новая эра будет плодотворна благодаря добросовестным работам, для которых г. Савенков столь блестяще проложил дорогу. Я кончаю это сообщение, счастливый сознанием того, что я осведомил вас об имени и трудах ученого, который на берегах великой сибирской реки страстно работает над развитием науки».

На сайте Красноярского краевого краеведческого музея можно об этом прочесть.

Очень увлекательно эта история изложена в книгах: Ларичев В. Охотники за черепами. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 272 с. и Деревянко А. Ожившие древности : рассказы археолога. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 240 с. - (Эврика).
В издании Енисейская провинция : альманах. Вып. 4. - Красноярск : Красноярский краевой краеведческий музей, 2009. - 425 с. можно познакомиться с материалом: Орехова Н. А. Письма барона Жозефа де Бая И. Т. Савенкову.
Статья этого же автора на эту же тему: Орехова, Н. А. Барон Жозеф де Бай: сибирский след // Енисейская провинция : альманах. Вып. 1. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - С .60-66.

Продолжаем читать статью Н. Макарова.

«Спустя несколько лет после этих слов, де бай дважды, в 1896 и 1897 годах, приезжает в дальний Красноярск.
Хотя сам Савенков к этому времени переведен по службе в Варшаву, его друзья и единомышленники устроили радушный прием именитому гостю. …
Воспользовавшись паромной переправой, де Бай и его спутники добрались до Ладеек и произвели еще раз обследование близлежащей территории. Внимание исследователей привлекла полутораметровая толща глины, залегающая на мощном пласте енисейской гальки. Здесь вместе с костями мамонта, северного оленя, бизона и других животных ледниковой эпохи были найдены каменные скребла. Многочисленные остатки более поздних эпох неолита и железного века были обнаружены в песчаной дюне: наконечники стрел, черепки глиняной посуды, пищевые остатки и даже несколько костей человека.
…  Вернувшись на родину, де бай становится страстным пропагандистом красноярских древностей за рубежом. Он представляет найденные на Енисее древности на выставке в Гиме. На стендах из Ладеек и Няши лежали как древнейшие палеолитические изделия, так и более поздние находки: массивные скребла и миниатюрные скребочки из камня, шлифованные топоры и бронзовые кельты, представительная серия наконечников стрел и орнаментированных черепков.
Таким образом, уже в конце XIX века только близ Ладеек были обнаружены археологические памятники всех эпох от палеолита до русского времени».

Открытия XIX века уточняются в начале XX-го. Австрийский военнопленный Геро Курт Мергарт, усилиями директора Красноярского музея А. Я. Тугаринова освобожденный из концлагеря и ставший заведующим археологическим отделом музея, вновь обследует Ладейки и другие памятники, окончательно подтверждая заселение Енисея уже в древнекаменном веке.

На основании археологических находок формируется следующая картина жизни человека позднего палеолита на территории правобережья Красноярска.
«Территория современного Ленинского района Красноярска впервые была освоена человеком позднего палеолита 15-20 тысяч лет назад, а возможно и ранее. Это было время последнего самого сурового сартанского оледенения Сибири. Морозы в окрестностях Красноярска достигали 60-70 градусов. Фактически люди этого периода жили в условиях тундры. Их основными занятиями была охота на северного оленя, мамонта, лошадь и других животных. Огонь, одежда из шкур позволяли пережить суровые морозные зимы.
Начавшееся около десяти тысячелетий назад потепление климата постепенно привело к формированию близких современному растительного и животного мира. Тундра сменяется на лесостепь. …
В эпоху неолита 5-7 тысяч лет назад человек изобретает глиняную посуду, для охоты на животных употребляет лук и стрелы, изготавливает каменные топоры, занимается рыболовством» (Там же. С. 38).

В Красноярском краевом краеведческом музее среди экспонатов, представленных в залах для просмотра, к сожалению, не удалось найти предметов, найденных на Ладейской стоянке палеолита. Но зато материалы с палеолитической стоянки Афонтова гора посмотреть можно.


Экспозиция «Палеолит»


 
Описание экспозиции











 
Экспозиция «Неолит»

Открытия XX века

1927-1928 гг.

Раскопки Ладейского городища в 1927 - 1928 гг. вел Владимир Геннадьевич Карцов на средства Государственного Музея Приенисейского края. Студент исторического факультета МГУ, как только представилась возможность занять освободившуюся вакансию Красноярского музея, не задумываясь, меняет столичную жизнь на Красноярск и еще за год до окончания университета оказывается в Сибири.
Подробное описание археологического памятника ученый приводит в работе: Карцев, В. Г. Ладейское и Ермолаевское городища // Труды секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов. - 1929. - Вып. 4.
Именно раскопки Карцовым Ладейского городища (а также раскопки Ермолаевского и Ачинского, проведенных им же, раскопки А. Еленева в Бирюсинских пещерах, шурфовки А. В. Блуменау на Гальчихинском городище) позволили выделить единую культуру. Названа она была Ладейской, так как наиболее рельефно наметилась впервые именно на раскопках Ладейского городища. (Карцов относит ее к поздненеометаллическим культурам.) Культура, с учетом дальнейшего ее изучения была многократно описана в литературе. Первую же ее подробную характеристику дает В. Г. Карцов в работе: Карцев В. Г. Материалы к археологии Красноярского района. - Красноярск, 1929.





В работе «Ладейское и Ермолаевское городища» В. Г. Карцов пишет:
«Летом 1928 г. мною, впервые … для Приенисейского края, были раскопаны два городища Ладейское и Ермолаевское, оба расположенные в Красноярском районе. ...
Ладейское городище расположено на правом берегу р. Енисея в 2,5 клм. Вверх по течению от с. Ладейского, и в 12 клм. Ниже г. Красноярска, против острова Верхне-Атамановского, на наивысшей точке берега, круто обрывающегося к Енисею» (С. 560).

Относительно современных ориентиров городища возникают вопросы. Судя по описанию Карцова (поскольку, напротив острова Верхне-Атамановского), городище находилось приблизительно напротив парка ДК им. 1 мая.




С другой стороны, если левой границей села Ладейского считать территорию Деревообрабатывающего завода, место, расположенное от нее в двух с половиной километрах - это берег напротив современной улицы Крайней.



Но описывая место поселения Ладейское-2, о котором речь пойдет ниже, П. В. Мандрыка пишет: «Оно расположено в черте современного города Красноярска, на территории деревообрабатывающего завода № 2 на 15-20-метровой правобережной террасе р. Енисей против острова Верхне-Атамановского (такие же ориентиры приводятся и для Ладейского игородища. В связи с тем, что городище на сегодняшний день не сохранилось, можно предположить местонахождение обоих памятников по соседству) (Мандрыка, П. В. Поселение Ладейское-2 - новый памятник тагарской культуры в черте города Красноярска (К вопросу о времени существования тагарской культуры в Красноярской лесостепи) / П. В. Мандрыка // Межмузейный научный сборник. - Красноярск : ККМ, 1998. - С. 62.) Таким образом, будем считать, что Ладейское городище находилось тоже в районе Деревообрабатывающего завода.

В статье «Ладейское и Ермолаевское городища» В. Г. Карцов приводит план городища:




«Отодвинутая из чисто степной зоны в лесо-степную, а в некоторых местах, как например, на севере Ачинского округа и в таежную, эта культура, вышедшая из южных номадов (кыргызов - k), потеряла на новых местах свой первоначальный характерно-кочевнический облик, став культурой уже полуоседлой…
Несмотря на новые природные условия основную роль в хозяйстве продолжает играть скотоводство» (Карцев В. Г. Материалы к археологии Красноярского района. - Красноярск, 1929. - С. 46.) Не менее видное место занимает охота. Найденные в значительных количествах кости косули в городище доказывают ее огромное промысловое значение. Орудиями охоты являлись лук и стрелы с костяными и железными наконечниками, а также метательные округлые камни. Меньшую роль играло рыболовство. Насельникам района этого времени было не чуждо и земледелие, но особой экономической роли оно не играло, являясь второстепенным подсобным промыслом.
Одежды насельники городищ могли делать как из меха, так и из тканей.
«Из бронзы и благородных металлов делались преимущественно украшения, но они в большинстве были безусловно завозными, проникая сюда через южные степи, главным образом, из Китая - таковы всевозможные сбруйные украшения, бляшки, подвески и проч. с характерным на них стилизованным растительным орнаментом» (Там же. С. 47).
Решать вопрос об этнической принадлежности «творцов» этой культуры, считал Карцов, преждевременно. При этом отмечает, что все культуры этого времени в северной и средней Азии становятся сравнительно более близкими друг другу, поскольку питаются из одного источника - Китая. Карцов также склоняется к близости ладейской культуры с культурой Курумчинских кузнецов, а для последних Б. Э. Петри указывает связи с с современными якутами.
«Теория о приходе якутов с Енисея вообще имеет под собой вполне крепкие обоснования лингвистические, фольклористические, этнографические и др., почему ничего бы не было удивительного в том, если в результате дальнейших исследований Ладейская культура, культура северных притаежных коневодов, оказалась бы праякутской» (Там же.)
В точном определении времени распространения культуры Карцов затрудняется: «Появляясь, судя по материалам с Ладейского городища, видимо, в VII - X в. н. э., она держалась, по крайней мере, до XIV в.».
Относительно источников Ладейской культуры и ее связи с другими Карцов приходит к выводу о том, что она, восходя своими корнями к более древним местным культурам, в основном «…уже резко отличается от них, имея свой специфический облик, значительно связывающийся с синхроничными культурами других областей» (Там же. С. 46) (Курумчинские кузнецы Прибайкалья).




Что же представляло собой раскопанное в 1928-м году Ладейское городище? Что там было найдено археологами?

Из работы В. Г. Карцева «Ладейское и Ермолаевское городища»:
«Здесь по берегу беспрерывной грядой тянутся дюнные холмы, поросшие травой, иногда кустарником и деревьями, видимо, давно уже потерявшие свою подвижность.
На наивысшем из них и расположено городище, защищенное с северо-западной стороны, обращенной к Енисею, естественным обрывом, имеющим высоту в 22 м. и угол ската в 35°, в настоящее время в некоторых местах поросшим травой и кустарником с мелкими деревьями; в некоторых же дающим обнажения песчаного грунта (беловато-капельный мелкозернистый песок).
По верху обрыва тянется обнажение культурного слоя.
С остальных трех сторон городище защищено двумя рвами и валами, окружающими его двор почти правильной дугой. С напольной стороны скат городищенского холма незначителен. Длина городища 75 м., ширина 32 м. Валы, особенно внутренний, и рвы значительно оплыли, но все же хорошо сохранились.
Двор городища несколько повышается к напольным сторонам; в некоторых местах порос кустарником и имеет на поверхности незначительные углубления, явившиеся в результате росших здесь ранее кустов, что и выяснилось при раскопке. Городище пересекается вдоль берега дорогой, идущей из села Ладейского в затон. В южной части его заметны следы шурфа размером в 1 - 1,5 м., неизвестно кем заложенного, может быть кладоискательского.
Городище впервые открыто, по сведениям, имеющимся в Музее Приенисейского края, Ермолаевым, но в литературе нигде не упоминается.
Раскопки городища ведены десятью траншеями, послойно. Траншеи имели длину от 7 до 14 м. при ширине в 1,44 м. и прокладывались как по двору городища, так и вдоль валов с внутренней стороны их. Общая площадь вскрытия траншеями равняется 159 кв. м.

Приведу сканы трех последующих страниц статьи.






1942 г.

Свидетельства жизни человека в бронзовом веке, когда основные орудия, ножи, топоры, наконечники копий, иглы изготавливаются из бронзы, постепенно вытесняя каменные изделия, были найдены вблизи Ладеек и в 1942 г.
«В 1942 году при распашке ладейского поля было обнаружено погребение карасукской культуры конца бронзового века X-IX вв. до н. э. Вместе с человеческим костяком были найдены бронзовые топор-кельт, ножи, игольник, шило с навершием в виде головы козла. Среди украшений - бронзовые браслет и массивная подвеска полулунной формы, а также костяные цилиндрические бусинки» (Там же. С. 38).

1960 г.

Еще одна находка относится к ладейской культуре. Недалеко от Ладеек, на месте современного поселка Фестивальный в 1960-м году во время строительных работ был найден костяк человека с железными удилами и костяными изделиями IX - XIII в. Захоронение также принадлежало средневековым кыргызам.

Продолжение (о стоянке "Ладейская-2") - в следующей публикации.

неолит, Савенков И. Т., ладейская культура, Красноярск, археологические памятники, Ладейки, Каменный квартал, Ленинский район Красноярска, Красноярский деревообрабатывающий завод, Красноярский краевой краеведческий музей, палеолит

Previous post Next post
Up