Как работает Советская Власть 2. Структура Советов 1936

Oct 14, 2014 13:50



Продолжение конспекта исследовательской монографии супругов Вебб (англичан), интересной тем, что освещает раннюю Советскую Власть с неангажированной сторонней точки зрения.

Часть 2. Многоуровневая организация Советов.

«Сложная многоярусная конструкция, похожая на 7 пирамид с общей надстройкой и многочисленными переплетениями между ними всеми».

75 тысяч низовых Советов.

Первоначально (1918) предполагалось создать федерацию Советов. Но их оказалось слишком много и разных, и просто собрать кучу представителей было невозможно. Также назрело противоречие между автономией на местах и централизованным правительством, способным решать стратегические задачи вроде обороны, транспорта, внешней политики, а также поддержания безэксплуататорской экономической системы. Решение нашли в «принципе многостепенных выборов», создавшем ярусы Советов.

Сельский (1 депутат от 60 избирателей) Совет, кроме своей почти неограниченной власти в решении местных вопросов, также избирает делегатов в районный Съезд Советов. Тот выбирает председателя и президиум, а также исполком с кандидатами. Обсуждать и решать может любые вопросы, так или иначе затрагивающие его граждан, но все решения могут быть отменены высшим Съездом или его исполкомом или президиумом - и тем радикально отличается от западных аналогов с узкими правами, но юридической защитой от высшей власти.

Районный Съезд Советов формирует избирательные комиссии, которые контролируют выборы на местах в первичные советы. Есть необычные секции - секция генерального планирования, подчиняющаяся в том числе Госплану, План района в соответствии с общими экономическими директивами направляется -> предприятиям-> одобрение / встречный план -> это всё в высшие органы, которые формируют общий план. Финансовая секция - формирует бюджет района и отправляет в вышестоящие инстанции для формирования плана вплоть до всесоюзного. Однако может проводить дополнительные сборы на местные дела.

Районные Съезды направляют делегатов в Областной Съезд Советов. Сельские через райсовет - делегат на 7000 избирателей, городские - напрямую от советов городов- делегат на 2500; + сложности с правом автономных республик на своих собственных делегатов 1 от 2000 в городе и 1от 10000 в деревнях и т д. Цифры колеблются. Городских относительно больше представлено, но сельских всё равно больше абсолютно, т.к. их больше физически- 1:5 - 1:6 соотношение городских к общей массе. 5 республик не имеют областных Советов по малости, и сразу от районных переходят к республиканским. А в Донбассе наоборот - по густоте населения и промышленности районные съезды приравнены к областным. Областной Съезд/автономной республики- реальная местная власть.

Имеется 14 областей/краёв и 12 автономных республик. в Донбассе по причине густоты населения и промышленности районный приравнивается к областному. Областной/краевой Съезд собирается на пленум примерно раз в год, постоянно действует исполком (в автономных республиках - совнарком) около ста человек(возмещение расходов и бесплатный проезд) и председатель, у исполкома есть 4 штатных отдела: секретариат, организационный, облплан и исполнительный, работа исполкома разделена на 15 подразделений. Также там прямо представлены наркоматы СССР путей сообщения и связи - через представителей. Штата далеко не везде хватает, часто действуют сами депутаты или даже активные и опытные граждане, назначенные исполкомом.

Исполком облсъезда советов имеет право принимать участие в обсуждении бюджета республики и СССР. Может предлагать законы в союзные органы, контролирует выборы и может отменять решения всех сельских, городских и районных Советов на своей территории.

Далее выше идут Съезды Советов республик.

7 союзных республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация (которая сама является федерацией трех отдельных республик), Туркменистан, Таджикистан и Уз­бекистан, которые непосредственно объединились, как СССР, в федерацию.

Собирается раз в несколько лет.

На примере РСФСР: один депутат на 125 тыс сельских/на 45 тыс городских. Есть ЦИК (В те времена так назывался Центральный Исполнительный Комитет) 400 чел, собирается раз в квартал. Совнарком из 18 комиссаров (позже часть функций ушла в союзный съезд и наркомов поубавилось), Республиканский съезд Советов может отменить решения областного, имеет право контроля над всеми учреждениями на своей территории, кроме союзного значения.

До Конституции была принята Декларация Советов. Основана на идее безнациональнго государства, в противовес происходящему в Европе 400 лет разделению на национальные государства. Первоначальный проект был серьёзно подправлен коммунистической партией, включая меры,принятые в СССР для того, чтобы создать в условиях «безнационального государства» полное политическое, экономическое и социальное равенство среди населения в 170 млн. человек, состоящего из почти 200 разных на­циональностей, стоящих на резко отличающихся друг от друга ступенях развития: славян и тевтонов, представляющих различные христианские и языческие секты; различного рода скандинавов, финнов и эскимосов; монголов, представляющих все ступени цивилизации; евреев, сирийцев и цыган; турок и армян; сибирских и среднеазиатских племен самого раз­нообразного характера от буддистов, шиитов и суннитов, принадлежащих к исламу, вплоть до поклонников шаманов и анимистов.

Интересная особенность - размеры республик неравномерны- РСФСР в 12 раз больше остальных вместе взятых, и народищу в 2 раза больше. На момент создания СССР обладала военной силой, которой активно вламывала враждебным властям. И Компартия в основном РСФСРская.

Принципы

а)Равенство прав и обязанностей республик по отношению друг к другу и к всесоюзной власти.

б) в системе высших органов Союза был учрежден специальный орган представительства всех без исключения нацио­нальных республик и национальных областей на началах равен­ства, с возможным учетом представительства всех национальностей, входящих в состав этих республик;

в) исполнительные органы Союза были сконструированы на началах, обеспечивающих реальное участие в них пред­ставителей республик и удовлетворение нужд и потребностей народов Союза;

г) были предоставлены республикам достаточно широкие финансовые и, в частности, бюджетные права, обеспечивающие возможность проявления их собственной государственно-административной, культурной и хозяйственной инициативы;

д) органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов;

е) были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональ­ное население и национальные меньшинства,-законы, пресле­дующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав нацио­нальных меньшинств;

ж) была усилена воспитательная работа в Красной армии в духе насаждения идей братства и солидарности народов Союза и были предприняты практические мероприятия по орга­низации национальных войсковых частей, с соблюдением всех мер, необходимых для обеспечения полной обороноспособности республик.

Верховная власть - Всесоюзный Съезд Советов, куда съезжаются делегаты со всего СССР- от каждой республики и от автономной области. Они специально избираются перед Съездом, который проходит раз в 3-4 года. 1 делегат на 125 тыс населения. Число делегатов менялось. 2200-2400+800 кандидатов, 3/4 члены и кандидаты компартии и комсомола, 1/6 женщины.

Мандат на срок около недели, времен на дискуссии очень мало и делегаты не знакомы. Как считают Веббс, делать законодательного успевают мало, но сама процедура здорово единит и позволяет почувствовать ответственность за страну. А также есть возможность высказаться и устроить-таки дискуссию, если что кризисное. По докладам может выступать по 40-90 делегатов. Ни одному делегату не отказывают в слове.

Всесоюзный съезд Советов избирает Центральный Исполнительный Комитет, который рулит до следующих выборов.

ЦИК состоит из 2х палат - Союзный совет (1 на 300 тыс жителей)- в 1935- 607чел; и Совет национальностей (по 5 от съезда советов каждой республики по 1 от автономной области) - 150 чел. Обе палаты имеют равные права и каждая должна утвердить принимаемый новый закон отдельно, принимается соборно или выносится на съезд советов.

Если палаты пришли в разногласие- создаётся согласительная комиссия, а если и это не помогло - апелляция к Съезду. Но по факту Совет Национальностей всегда голосует как Съезд Советов. Собирается 3-4 раза в год, в основном - обсудить-утвердить постановления своего президиума или Совнаркома Повестка составляется президиумом, но ЦИК может её менять. ЦИК доносит в центр нужды, настроения на местах во всех уголках СССР живущим в Москве управителям. Также влияет на политику посредством комиссий по разным делам. При ЦИК имеются бюджетная комиссия, которая пред­ставляет доклады о финансах всего Союза, и центральная изби­рательная комиссия, которая следит за законностью всех мно­гочисленных и разнообразных выборов, происходящих в Союзе.

ЦИК имеет постоянную комиссию, ведающую центральными ар­хивами, и другую - по общим вопросам административной орга­низации. Имеется комиссия по научным учреждениям и научной работе; центральная комиссия по техническому образованию, а также комитет по высшим учебным заведениям-все они ве­дают организацией и территориальным размещением универ­ситетов и других институтов, что по необходимости выходит за пределы компетенции различных союзных республик и автономных областей, которым поручено все дело народного обра­зования как один из элементов «культурной автономии». В из­вестной мере аналогичные функции возложены на комиссии, именующиеся «Высшим советом физической культуры» и «Все­союзным советом коммунального хозяйства».

Наконец, имеется Верховный суд СССР с его весьма важной прокуратурой и не­давно назначенным прокурором СССР.

Совокупность всех этих отделов, руководимых членами ЦИК и непосредственно ответственных перед его пленумом, пред­ставляет собой одну из наиболее важных частей всей государ­ственной организации.

Также ЦИК назначает Совнарком.

Президиум ЦИК - 9 от съезда Советов, 9 от Палаты национальностей, 9 от общего их съезда. 7 председателей (от каждой союзной республики), председательствуют по очереди. Все проекты о новых налогах/увеличении, а также отмены решений республиканских властей сперва на рассмотрение президиуму ЦИК.

Каждая республика СССР может взять и свалить из Союза. Но ни одна союзная республика не может иметь народного комиссара иностранных дел, обороны, внешней торговли, морского судо­ходства, путей сообщения и речного транспорта и почт и телеграфов.

Совнар­ком каждой союзной республики обязан принять в качестве своих членов официальных агентов, делегатов или «полно­мочных представителей» от народных комиссаров СССР каж­дого из общесоюзных ведомств, с правом совещательного голоса или если разрешит местный ЦИК - и решающего. В среднем из 24 человек Совнаркома местного - 9 из федеральных органов.

Точно так же представитель­ство всесоюзных комиссариатов существует в совнаркомах каждой из 15 автономных республик.

«Система переплетающихся директорских постов» - председатель ВЦИК нередко председатель же и у себя в республике ЦИК или Совнаркома, занимающие должности во ВЦИК нередко занимают и у себя в республике. Каждая республика имела своих влиятельных представителей, а вместе они составляли больше половины.

К компетенции федеральной власти относятся:

1) внешние сношения (представительство, договоры, объявление войны

и мира, изменение внешних границ);

2) все вооруженные силы;

3) транспорт, почта, телеграф и радио;

4) денежная и кредитная система, система мер и весов и статистика;

5) выпуск и управле­ние всеми государственными займами, внутренними и внеш­ними;

6) предоставление прав гражданства;

7) право общей ам­нистии,

8 ) более неопределенно все то, что называется уста­новлением основных принципов гражданского и уголовного кодекса, судопроизводства, народного образования, здравоохранения и охраны труда и развития и использования зе­мельных и водных ресурсов, недр и лесов. Импорт-экспорт и генеральный план.

Так же есть «объединённые ведомства», например лёгкой промышленности или колхозное; они общефедеральные, в республиках вместо своих комиссариатов действуют представительства, но на основе и в структуре местных правительств, уполномоченные лица назначаются по договорённости центрального правительства с местным.

Так же есть неформальные представительства республик и областей в Москве, сотрудники которых занимаются решением вопросов, связанных со своей территорией.

В 1935 город и деревню уравняли в избирательных правах, сделали выборы прямыми и закрытыми. В избирательных комиссиях должны участвовать беспартийные, право отзыва депутатов сохраняется.

Совнарком СССР.

Исполнительный орган при ВЦИК, занимающийся организацией текущей работы в основных отраслях, аналог буржуазного кабинета министров.

К 1936 году состоит из комиссариатов:

1. Иностранных дел.

2. Обороны.

3. Внешней торговли.

4. Путей сообщения.

5. Тяжелой промышленности.

6. Водного транспорта.

7. Связи.

8. Лесной промышленности.

9. Легкой промышленности.

10. Земледелия.

11. Советских хозяйств.

12. Пищевой промышленности.

13. Внутренней торговли.

14. Финансов.

15. Внутренних дел.

Также есть Управление делами (организует быстрое и точное исполнение постановлений Совнаркома) и ещё полдюжины управлений по разным делам, но не называющихся комиссариатами, а также комиссии, включающие представителей разных комиссариатов (см. дополнение 1), или даже не имеющие постоянного представителя в Совнаркоме, и участвующие в его заседаниях, когда дело касается их компетенции.

Многие комиссии носят временный характер.

Также в правительстве СССР работала Комиссия советского контроля (создана взамен Рабоче-крестьянской инспекции), 60 членов партии, председатель - один из замов предСовнаркома; следит за действительным соблюдением важных постановлений Совнаркома везде в Союзе. Действует совместно с Комиссией партийного контроля, которая взыскивает с проштрафившихся партийцев.

Совнарком, в отличие от кабинетов министров, не ограничивается только исполнительной властью, но так же издаёт декреты на утверждение Съездом Советов.

Заседания тех или иных частей Совнаркома идут почти каждый день, за закрытыми дверями. Публикуются только формальные постановления. Утечка информации и слухи преследуются. Некоторые видные деятели не имеют особых постов, а Калинин некоторое время именовался президентом СССР (лол) и к нему обращались послы со верительными грамотами. Но каждое ведомство и многие деятели публикуют свои отчёты, с подробностями и ходом выполнения пятилетнего плана.

До 1934 каждый комиссар, кроме заместителей, имел ещё коллегию из назначенных Совнаркомом опытных людей, с которой советовался и имел организационную помощь.

Ряд Наркоматов имеет всесоюзное значение (иностранных дел, обороны, внешней торговли, сухопутных и водных путей сообщения, почт, телеграфов и радио,тяжелой промышленности, лесной промышленности и снабжения), и соответственно имеют свои представительства в республиках и за пределами страны, подчиняющиеся непосредственно им. А в наркоматы республик направляют своих делегатов.

В «объединенных» наркоматах (внутренней тор­говли, земледелия и финансов) своего аппарата в республиках нет, но могут отправить в командировку, а так же опираются на сотрудников предприятий, относящихся к наркомату. Одноимённые наркоматы в республиках образуют «объединённый аппарат», который формируется и руководится местным наркоматом, но обязан выполнять инструкции от народного комиссара СССР. Обычно такие аппараты и назначенцы выбираются по неформальному согласию центральной и местной сласти. В случае чего ВЦИК формирует также комиссии в помощь объединённым и местным наркоматам.

Гибкость

Супруги Вебб так же отмечают изумительную гибкость советского правительства быстро перестраиваться на основе полученного опыта, быстро насоздавать комиссий и врубить их в работу над появившимися проблемами.

Алексей Тёркин

1 часть: http://krasnoe.tv/node/23564

Вебб, Советская власть, структура Советов, Советы, СССР, Создание Советской Власти, 1936

Previous post Next post
Up