Как работает Советская Власть. Особенности Советов 1936

Oct 12, 2014 01:09



Конспект исследовательской монографии супругов Вебб (англичан), интересной тем, что освещает раннюю Советскую Власть с неангажированной сторонней точки зрения.

Часть 1. Общее строение Советской власти в 1936 году, особенности Советов.

Прежде всего Вебб отмечают, что СССР - самая огромная и сложная государственная система в мире, включающая огромное количество разных территорий и национальностей.

Конституция не как «основной закон», а как структура.

Конституция столь же огромная и была не выработана кем-то одним, а синтетически создана из местных, но при том действует только целостно. Поток энергии изменений снизу приходит вверх и преобразуется в дерективы и идёт вниз- «демократическицй централизм».

«Страна Советов», 4 параллельные системы Советов в СССР.

Советы люди образовывали как Граждане, как Производители, как Потребители, как Партийные. И у всех Советы, один человек мог состоять в двух-четырёх Советах. Получилось фактически четыре огромные параллельные системы Советов, каждая включает от нескольких миллионов людей до почти всего общества. И всё это ещё находится в постоянном движении. Данная структура настолько сложна, что Веббсы и другие зарубежные исследователи не решались дать её исчерпывающее описание.

Каждый Совет являлся законодательно-исполнительной властью и назначал судебную. Советская система охватывает больше сфер жизни граждан, тех что в капитализме регулируются конкуренцией. Поэтому люди в СССР более политически активны.

Гражданские советы.

Открыто исключают участие предпринимателей, торговцев, землевладельцев, рантье, лиц без особого рода занятий, бывших контрреволюционеров, духовенства. Остальные с 18 лет. Ограничение участия в выборах только физическая невозможность. Не исключает участия осуждённых и даже по уголовке, кроме случаев лишения полит.прав. Не исключает участия иностранцев.

Советы не созданы большевиками.

Большевики первоначально не выдумывали советов, а собирались устроить особо демократический парламент с представителями всех и вся. Но потом Ленин обратил внимание на самоорганизацию людей в Советы и изучал. Только в 1906 резолюцией Советы признали как зачаток революционной власти. В 1915-1917 Ленин уже признавал как органы новой рабочей власти, но окончательно парламентская система была отвергнута только в октябре 1917.

Огромная автономия местных советов. Свобода деятельности Советов.

Решают любые местные проблемы, не дожидаясь решения сверху, создают суды для нетяжкого, нет ограничений по местным расходам и налогообложению, нет отчётов вверх- Принцип «права на ошибку». Но любая вышестоящая инстанция может отменить решение. Также через партию можно повлиять на решение или вышестоящие Советы, чтоб резче запретили. Гражданские Советы Решают не только местные и ниже вопросы, но обсуждают и выносят решение по верхним. Вообще, рамок деятельности Советов нет, они могут пытаться делать всё, что угодно.

Выборы в Советы и отличие от буржуазных выборов.

Сельские Советы формируются по территориальному признаку, городские- по производственному, т.е. кандидаты от заводов и фабрик, а не от районов. Раз в год, потом стали раз в три года. Избиратели могут отозвать своего депутата обратно в любое время.

При выборах Советов при большом соревновании личностей и их «проектов» нет конкурирующих концепций, есть желание сообща улучшить жмзнь. Явка в 94% избирателей является обычной.

Бурное предвыборное время- тысячи небольших собраний, в т.ч. кроме фабричных и просто уличные, где любой мог выступить. Отчёты участников Советов в газетах занимают видное место. Постоянные призывы голосовать везде, в т.ч. больницах-ВУЗах.

Огромная работа по формированию Советской власти происходит заранее, в бесчисленных обсуждениях малых групп между делом, а потом делегатов от них на более высоком уровне, с донесением важностей и новых вводных туда и обратно. А сами выборы больше фиксируют достигнутое распределение. Обобщая такой опыт, Калинин на собраниях разъяснял концепцию «Настоящий председатель СельСовета». Настоящему такому председателю редко вообще требуются властные полномочия. Действия, которые по команде выполняются массово и дружно, заранее подготовлены беседами и разъяснениями, поддержкой он заручается заранее и корректирует предполагаемые действия тоже. Постоянно на связи с людьми.

Кроме воздействия через выборы, граждане в любое время задействуют также такой механизм, как «собрания избирателей», дающих «наказ» своему депутату.

Пример раннесоветских выборов на фабрике:

Голосование на фабрике в 1926 - первичный список-14 чел- составлялся 300 делегатами небольших групп производственных, затем расходился обсуждаться-правиться по фабрике, и в итоге на общем собрании почти всё было решено уже, и список просто утвердили. Хотя формально могли пересмотреть.

Советы в городах не имеют фиксированного размера (предприятия множатся) и бывают огромны, в Москве и Питере до 2-2,5 тыс чел. Поэтому управление поручается исполкому, а когда и тот огромный, создают ещё президиум исполкома, человек 12, для повседневного управления. Но нет постоянного и платного аппарата муниципалитета, всё сами создают секции и комиссии (депутаты+ толпы активистов, каждый депутат должен состоять минимум в одной секции), ибо и много депутатов, и это более по-коммунистически. Огромное отличие от Запада в этом. Субботник появился также вместо обширного платного муниципального аппарата, когда надо что-то сделать, а нет «департаментов», постоянно таким занимающихся.

Москва: Городской Совет- Моссовет 2206 +450 канддидатов, ЦК 50 чел, Исполком 15 + 6 кандидатов. 28 секций, секция собирается 1/мес, но бюро каж неделю. Исполком раз в 1-3 мес, но президиум кажнеделю.

Ленинград: Ленсовет 1934г: 2282 Совет(1750) + 1202 кандидатов, ЦК нету, президиум 17 депутатов +8 кандидатов, 30 секций.

Коммунистов в среднем от половины до 2/3 в Советах. Кандидаты, несмотря на отсутствие права голоса, активно участвуют в работе секций.

Секции Совета не ограничиваются сферой своей прямой юрисдикции, они вмешиваются в работу завкомов (жалобы на мастеров, прогулы, обеспечение семей), коммунальных служб, проводят собственные расследования.

Районные советы также не уступают в активности. Выбираются обычно в период выборов городских Советов. Один человек может быть выбран и туда, и туда, но так бывает редко. В них могут включить и представителей промышленности неподалёку от города. Могут создать район нац.меньшинства. Райсовет имеет собственный президиум и секции. Больше практической муниципальной работы и надзора за учреждениями. Бюджет райсовета является частью бюджета горсовета.

Считается, что райсоветы ещё не в полной мере заработали. Задумывают в крупных районах создать подрайсоветы. Нет предусмотренного в законе костяка из полудюжины отделов постоянных служащих, едва есть костяк, почти все молоды и не профессионалы.

Продолжение следует. Алексей Тёркин

Вебб, Советская власть, особенности Советов, Советы, СССР, Создание Советской Власти, 1936

Previous post Next post
Up