Оригинал взят у
aksik в
Для чего ребенку домашнее воспитание? Часть 2Для чего ребенку домашнее воспитание? Часть 2 (часть 1 здесь:
http://deti-v-semje.livejournal.com/2108338.html)
Чтобы познавать систему взаимоотношений
Нет ли в этом противоречия? Ведь мы привыкли к волшебной фразе "ребенок в садике научится общаться"? Давайте попробуем не закрываться шаблонными фразами, а вникнуть в суть.
Прежде всего - ребенок "учится общаться" не с определенного министерством образования возраста, а с первых моментов своей жизни,, ощущая свою маму и устанавливая с ней невидимую связь. Потом точно также он познает других людей в поле своего восприятия. С каждым из них у него будет новая связь особенные отношения (мы же понимаем, что папа совсене то же самое, что и бабушка в системе отношений). Таким образом, уже в самом раннем возрасте и только "на территории семьи" ребенок учится устанавливать связи и контакты и их регулировать (с кем-то хочется быть больше, с кем-то меньше). Семья для малыша то самое "первое общество", первый и главный социум, и первая система отношений.
Когда рассуждают о необходимости "учиться общаться " в садике, почему-то забывают, что садик явление совсем недавнее и поколение наших бабушек еще росло "на воле". При этом, что удивительно, общество не состояло из одних социопатов. Могу привести в пример ровесниц своей покойной бабушки - у них не было этих внутренних барьеров к общению и условностей, нагроможденных в садиковских нас. Они даже проехав немножко в автобусе успевали там перезнакомиться с большинством пассажиров, к каждому обращаясь как к старому знакомому. Признаюсь честно - мне иногда было неловко, когда моя бабушка, скажем, в магазине или поезде начинала общаться с продавцом или проводником как со старым знакомым. Я так не могла совершенно - для меня это были официальные лица и наше общение должно было ограничиться официальными фразами. Ну это личный пример, и можно привести любые конр-примеры, но что по сути за этим стоит:
Когда ребенок в качестве основы системы отношений получает семью, он проецирует такие отношения на других. Он представляесебе обшество как много таких же семей. Общество в этом представлении не враждебно, оно населено такими же людьми. Человек открыт обществу, он настроен позитивно, его позиция - уверенного и "принятого" изначально, он всегда чувствуетсебя "своим". Если ребенок в раннем и дошкольном детстве получает в качестве основы взаимоотношений группу, он проецирует это также на восприятие макросоциума, на общество. Общество в таком случае - группа "одиночек", не свящанных между собой внутреннимисвязями (семья имеет внутренние связи, а группа случайна, ее можно "перетасовать"). В этом случае цель - найти и удержать свое место (в семье роль определена). Но в любой группе нет абсолютно одинаковых ролей - всегда будут полярности (лидер-изгой) и "средний класс", в разной степени ведомый лидерами. То есть, позиция при любой роли - неуверенная, постоянное ожидание борьбы и защиты. Общество представляется враждебным, от которого нужно защищаться, которому неьзя доверять. Задача - найти максимально безопасное "место под солнцем", и держаться своей роли.
К тому же общение в садике в корне искусственно - воспитательницы исполняют свою роль. Как мы уже говорили, они просто не могут по природе своей относиться к целой группе детей одинаково, значит, степень фальши в разных случаях разная, они должны придерживаться своей профессиональной этики. Мама естественна с ребенком - да, она может раздражаться или сердиться в некоторых ситуациях, но это не показывает, что она "плохая мать", или что она его не любит - она его принимает в любом случае.
Если ребенок привыкает к искусственному отношению, когда он вырастает, то не может справиться в своей семейной жизни с эмоциональными трудностями. У жены будут перепады настроения в беременность, послеродовая депрессия или еще что, а у мужа сложности на работе в карьере, проблемы с начальником и тп. и когда эти двое начнут выливать все друг на друга, семья разваливается. Потому что в детстве они привыкли к тому, что перед ними человек, лишенный сферы эмоций (воспитательница далеко не все, что она чувстсвует по отношению к этим детям, будет им показывать) и не умели разрешать подобные конфликты в своей среде (воспитательница будет разнимать драку, но детские обиды друг на друга она разбирать не будет, поэтому дети привыкают к этом и например, начинают шантажировать друг друга вроде "тогда я с тобой играть не буду").