«Речет» - ежегодный летний фестиваль поэзии на Мочальном острове в Нижнем Новгороде.
Cегодня мокрый, медлительный день. За пыльным в подтёках окном шевелится мокрая шелестящая масса. Всю ночь бесновались в квартире коты, и теперь мне мучительно, как тому попугаю Вертинского, хочется спать. Именно в такой день хорошо писать о прошедшем неделю назад «Речете», о солнце, о красивых уютных людях в слепящем свете, о большой упругой реке, о тонком и топком волжском песке, об осоловелых, обмирающих на горячем ветру ивах и липах. Раньше написать про «Речет» я не мог. Завтра мне выходить на работу фул-тайм после почти годичного перерыва. Надо ли говорить что это психологически очень мучительно. Кроме того к выходу на работу желательно завершить все свои фрилансовые проекты, именно поэтому всю неделю и не было меня в сети.
А «Речет» был, и неправы те люди, которых на нём не было. Хотя, нужно ли удивляться тому, что стремительно лишающееся заработков культурное сообщество вместе с деньгами теряет и мобильность. Рыба естественным образом тухнет с головы, и при любом социальном катаклизме в первую очередь страдают люди думающие. В общем, из заявленных на фестиваль литераторов москвичей, среди которых были и Данилов, и Давыдов, и Файзов прибыли только Коля Звягинцев, да ваш покорный с супругой.
С поезда мы сошли на удивление трезвыми, проспав часа четыре. Вяжущее острое и слегка болезненное состояние, в котором обычно оказываешься в шесть утра в шапочно знакомом, висящем в прохладной толще ветра с боку от огромной отчаянно бликующей реки городе есть одно из вкуснейших и тончайших состояний доступных человеку. Сутью его является ощущение собственной горькой ничтожности посреди ослепительного превосходного чужого пространства, и утешительная возможность напрочь забыться в этом упоительном пространстве, забыть в нём о себе, о смерти своей, о дырявых ботинках и об острой необходимости изъять наконец из жизни своей алкоголь.
В супермаркете в Нижнем водку продают с восьми утра, а наш омик отходил в семь-пятьдесят. Озадаченные мы позвонили Сергею Кынчеву, изобретателю и вдохновителю мероприятия. Он утешил нас наличием на острове правильно приготовленного к употреблению спирта в количестве с моей точки зрения даже избыточном. На самом деле мне хотелось получить от этого нежно любимого мной фестиваля трезвое удовольствие, и продержаться в состояние девственном нам с Анжелой удалось вплоть до прибытия в лагерь. Мы поставили палатки и лишь тогда соблазнились водкой «Эталон» на кедровых орехах.
Некоторое разочарование состояло в том, что прошлогоднее наше место оказалось занято. Вообще Мочальный вдруг приобрёл нехорошую популярность. Там и тут в лесу торчали ненавистные автомобили, и по всей акватории висели черные продолговатые силуэты резиновых рыбацких лодок. Высказав несколько недобрых слов в адрес расплодившихся удильщиков, и хорошо накупавшись, мы занялись обустройством бивуачной жизни. Тут же мы встретили Женю Прощина, в окружение великолепных его студентов. Вообще хочется ещё раз выразить своё почтение ему, как педагогу. Вырастить столько красивой и умной молодёжи стоит очень и очень дорогого. Ещё дороже стоит отношение учеников к своему преподавателю. Честно говоря, я немного позавидовал, как Жене, так и его ученикам.
Коренное отличие этого Речета от прошлогоднего состояло в некой медлительной чинности. Не было диких скачек по лесу, не было гомерического пьянства, не было истерических заплывов по Волге. Никто не орал матерных песен, и не лежал лицом в песок на палящем солнцем. Все сидели группами человек по восемь в больших ароматных тенистых кустах, пили и ели что-то вкусное и периодически выбирались на раксалённый пляж, чтобы броситься с разбегу в глубокую сравнительно чистую воду. Купаться мы всё равно ходили на прошлогоднее место. Оно и выглядело зело романтичнее, и дно там было лучше. Весьма обрадовало меня наличие на острове Димы Зернова и Жени Риц. Люди, крайне далёкие от бивуачной романтики, в прошлом году они на Речете не появились. Мне же всегда просто приятно видеть этих людей. Во-первых они доставляют мне просто эстетическое удовольствие своей умной, чуть-чуть беззащитной трогательностью, а во вторых оба они совершенно небесные авторы.
Чтение прошло в той же разумной размеренности. В очередной раз меня впечатлил молодой литератор Дима Каплин. Переодевшись полноватой тётенькой в панамке он прочёл текст от женского лица, действительно лихо стилизованный под дневник склонной к банальной рефлексии не слишком молодой дамы. Старшее поколение выступило по обыкновению весьма достойно. В целом все были в своих обычных амплуа. Стоит наверное отметить, что в текстах Коли Звягинцева всё большее место отводится сюжету, и Колин интереснейший звук, отвлекая на себя внимание, порождает теперь у слушателя очень острое сосущее ощущение того, что ты просто не успеваешь ухватить из текста всего, что мимо тебя проходит, пролетает нечто важное и прекрасное. Собственно это важное и есть спрятавшийся в звуковых изысках забавный сюжет. Сергей Кынчев прочёл тексты посвященные картам Таро. Насколько я понял, каждый тест был как-то привязан к определённой карте. Удивило то, что нарочито убрав из новых текстов обычный для себя парадокс, Сергей нисколько не потерял в эффектности поэтики. Впрочем думаю, что кынчевский парадокс отлучился ненадолго. Дима Зернов так же удивил сообщество, прочтя текст, в чём-то напоминающий тексты Нугатова, тем не менее вполне самостоятельный, посвященный краткому отчёту о бытие собирательного современного поэта. Вообще я в очередной раз убедился в существование совершенно особенной нижегородской школы поэзии сильно отличной от московской или же питерской. Общей чертой хороших нижегородских поэтов является стремление к крупности мазка, некоторой массивности, и чрезмерной выпуклости образа, в стремление не отделять прямого высказывания от поэтического конструирования. В Москве и в Питере мухи и котлеты, сиречь высказывание и конструирование, пускай и идут в одной упряжке, но располагаются отдельно, отчего образ и звуковая конструкция становятся бисерней, а детализация изобильней. Если проводить аналогию с классической живописью, то московский и питерский стих напоминают сегодня средневековую живопись, а стих нижегородский живопись эпохи Возрождения.
Закатные посиделки доставили опять же достаточно редкое удовольствие. Мне удалось наговориться с молодёжью о Бунине, Набокове и Достоевском. При этом я чувствовал, что молодым людям на самом деле интересно. Ночь была слегка подпорчена двумя появившимся около берега яхтами, на которых люди огрубевшие от собственной обеспеченности устроили ацкое караоке. Надо отдать им должное, испортить их певцу удалось даже песни Найка Борзова, что на мой вкус сделать весьма не легко. Впрочем, об огорчительном достаточно.
Следующий день прошел в благостном ничегонеделание на берегу. Часов до двух мы сохраняли трезвость, однако в два часа Коля Звягинцев соблазнил нас очень приличным винцом, от которого мы плавно перешли к спиртику. Возлияния прерывались изобильными купаниями, отчего опьянение наступало медленно, и к моменту погружения на омик мы были ещё не в одном глазу. Идущий обратно с острова пароходик напоминал набитый эмигрантами теплоход, отходящий от захваченного красными Крыма. Нас сопровождала целая стая фактурных страшноватых очень стремительных чаек.
На причале мы почему-то разделились. Я, Анжела и Коля Звягинцев поехали к Сергею Кынчеву и Эле, а Женя Прощин с компанией направились куда-то ещё. Причин такого разделения я уж и не упомню. В гостях у Кынчевых мы снова выпивали рассуждая отчего-то о сравнительных достоинствах канонического ислама и эпоса Нарты, постепенно скатываясь в эмоциональную дискуссию о ситуации в кавказском регионе.
Остаётся добавить, что меня в этот раз впечатлило нижегородское метро. В основном тем, что практически все станции в оном называются, как и в московском, однако в самой середине находится станция со сногсшибательным названием «Двигатель революции».
Вот пожалуй и всё. Вот тут вот можно посмотреть несколько фотографии с фестиваля:
От Анжелы:
http://natterjack.livejournal.com/718104.html#cutid1http://natterjack.livejournal.com/718344.html#cutid1http://natterjack.livejournal.com/718614.htmlhttp://natterjack.livejournal.com/718892.html От Элы Сыровой:
http://goodrat.livejournal.com/89815.html#cutid1