"Предложения состоят из дров"
"- Дорогие интернатники, достаньте листалки в клеточку. И возьмите писалки.
Интернатники зашуршали.
- И напишите в листалках такое предложение:
ГРУЗОВИК ЕДЕТ.
Меховые школьники как по команде свесили языки направо и стали писать.
Люся ходила по рядам и смотрела в тетра... то есть в листалки.
Каких там только ошибок не было! И "грузАвик", и "кузовик". И было сказано, что он "едИт" и даже что он "йедёт".
Люся спросила:
- Из каких частей состоит это предложение? Пусть ответит ученик Биби-Моки.
Биби-Моки выбрался из-за парты, и стало видно, что он не ученик, а ученица. Потому что Биби-Моки была в ярко-зеленой короткой юбочке.
Она сказала застенчивым голосом:
- Из двух частей. Из действователя и действа.
- Правильно, - сказала Люся. Хотя она впервые в жизни слышала про действователь и действо. Она знала, что есть подлежащее и сказуемое. - А теперь мы расширим это предложение и запишем его так:
СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ.
Все ученики снова вытащили языки и заработали. И снова в тетрадях появились "КрузАвики", "пАселки" и даже возник какой-то загадочный "е-дед с дровами".
Отворилась дверь. Интернатники сделали стойку на лапах. Только зря, потому что вошла бригада, брошенная на чистку Мохнурки.
Мохнурка начальственно сказал:
- Блюм!
В этот раз он был чистый, но мокрый. Хоть развешивай его на канате сушить.
"Куда бы его пристроить?" - подумала Люся. На плане в Получальнике Мохнурки не было.
- Есть у вас свое место? - спросила Люся.
- Нет, - ответил крот. - Я сверхнормный.
"Мало того, что он норный, он еще и сверхнормный! - подумала Люся. - Не сажать же его в печку".
Девочка взяла стул и устроила Мохнурку рядом с Иглосски.
- Давайте я тоже буду учитель? - предложил он, подняв на Люсю черные очки. - Я буду ваш заместитель.
- Нет! - рассердилась Люся. - Ты не будешь учитель. Ты будешь отвечатель. Вот видишь, на доске написано предложение:
СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ.
- Из каких частей оно состоит? - Люся посмотрела на Мохнурку.
- Из... из... из вот каких. Из грузовика и поселка.
- И все?
- Нет не все. Еще из колес, из кузова, из кабины, из шофера, из дач, из много-много дров...
- Ты ничего не забыл? - ехидно спросила учительница.
- Он шины забыл! - закричал Бурундуковый Боря.
- Еще горин! - подпрыгнул на задней парте тушканчик.
- Какой такой "горин"?
- Который в моторе горит. Без него машина не уедет.
- Нет, дорогие интернатники, это мы с вами никуда не уедем, если так будем предложение разбирать на части. Как мы уже выяснили, в этом предложении есть действователь - "грузовик" и действо, то есть действие, - "едет". В моей людовецкой школе действователь называют подлежащим, а действование - сказуемым. А что можно сказать о слове "синий"? Какой это член предложения?
- Синий, - сказал Мохнурка.
"Сам ты синий!" - чуть-чуть не закричала Люся. Потому что с появлением этой темноты из печки жизнь в классе явно осложнилась.
- Это определение. Это слово определяет, какой грузовик. Описывает его. Рассказывает о нем. Характеризует его. Понятно? - спросила она у красавицы ласки с первой парты.
- Понятно, - ответила ласка.
- Значит, как называется этот член предложения?
- Характеризователь.
- Допустим... Есть еще характеризователи в предложении?
- Есть, - ответила ласка. - Слово "дачный".
- Правильно. А больше нет?
- Больше нет.
- Нет есть! - возразил Мохнурка.
- Да? - удивилась Люся. - Какие же?
- Там дрова березовые. Я сам видел.
- Что ты там видел, не имеет значения. Имеет значение то, что написано на доске. А на доске нет такого характеризователя - "березовые".
Потом Люся задумалась и спросила:
- Каких характеризователей еще нет на доске? Пусть, кто знает, скажет.
- А можно про дрова? - спросил Сева.
- Конечно, можно.
- Они невкусные.
- Почему?
- Потому что березовые. Если бы осиновые, были бы вкуснее.
- Я не пробовала ни осиновых, ни березовых, - сказала Люся. - Но я тебе верю. Еще что мы можем сказать о грузовике и о поселке? Вот вы скажите, - обратилась она к Биби-Моки. - Хотя бы про шофера. Что мы можем про него сказать?
- Что он холостой.
- Почему? - удивилась Люся.
- Потому что он дрова возит.
Люся так удивилась, что не знала, что и сказать.
- А что? Она права, - вмешался Цоки-Цокин пап. - У нас на дрова всегда молодежь бросают. И на уголь. И на снег. А солидные водители возят дорогие товары. Я, например, хендрики вожу.
Люся поняла, что она скоро запутается в хендриках, дровах и холостых грузовиках. Она сказала:
- Все. У нас хватит характеризователей. Теперь мы вставим их в предложение. Вот что получится:
СИНИЙ И СИЛЬНЫЙ ГРУЗОВИК С МОЛОДЫМ ХОЛОСТЫМ ШОФЕРОМ ЕДЕТ ПО ДАЧНОМУ ПОСЕЛКУ С БЕРЕЗОВЫМИ НЕВКУСНЫМИ ДРОВАМИ.
Прогудел начинальник.
В кабинете директора белочкин пап подошел к Люсе:
- Я просто восхищен вами. Вы так хорошо все объясняете. - Он повернулся к диру: - Оказывается, предложения состоят из дров. А солидные люди возят хендрики. ".
https://m.vk.com/album-59812449_249497050