Перечитывая Розанова (22 года спустя)

Sep 15, 2012 11:34

"Племянник (приехал из “Шихран”, Казанской губ.) рассказывал за чаем: “В день празднования вотяцкого бога (кажется, Кереметь), коего кукла стоит на колокольне в сельской церкви, все служители низшие, дьячок, пономарь, сторож церковный, запираются под замок в особую клеть, и сидят там весь день... И сколько им денег туда (в клеть) вотяки накидают!!! Пока они там заперты, вотяки празднуют перед своим богом...” Это - день “отданья язычеству”, как у нас есть “отданье Пасхе”. Вотяки награждают низших церковнослужителей, а отчасти и со страхом им платят, за то, что они уступают один день в году их “старинке”... В “клети” православные сидят как бы “в плену”, в узилище, в тюрьме, даже (по-ихнему) “в аду”, пока их старый “бог” (а по-нашему “чёрт”) выходит из христианского “узилища”, чтобы попраздновать со своим народцем, с былыми своими “поклонниками”. Замечательный обычай, сохранившийся до нашего 1911".
ИСТОЧНИК: Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., предисловие, коммент. В.Г. Сукача. М.: Московский рабочий, 1990. С. 41-42.

"Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию".
Там же. С. 46.

"Литература есть празднословие... Почти вся...
Исключений убийственно мало".
Там же. С. 61.

"Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели - с бесцветностью. Вот из этой “закавыки” и вытаскивайся.
В 99 из 100 случаев “добродетель” есть просто: “Я не хочу”, “Мне не хочется”, “Мне мало хочется”... “Добродетельная биография” или “эпоха добрых нравов” (в истории) есть просто личность добровольно “безличная” и время довольно “безвременное”. Всем “очень мало хотелось”. Merci".
Там же. С. 74.

"Судьба бережет тех, кого она лишает славы".
Там же. С. 108.

и т.д. http://www.magister.msk.ru/library/philos/rozanov/rozav023.htm


В.Г. Сукач, В.В. Розанов, цитата

Previous post Next post
Up