Сенчин Р. Информация. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.
РЕЦЕНЗИИ:
«Есть особый вид людей, - сообщает повествователь о своём приятеле, - симпатичный расп..дяй. Вот Макс - один из ярчайших представителей». Помню, я в этом месте как-то смутился. Не то чтобы подумал на себя, но почувствовал вдруг, что если бы в какой-то из таких «видов» писатель определил меня как прототипа, то мне было бы крайне неуютно, и захотелось бы изо всех сил избавиться от инерции такого типического восприятия меня другими людьми.
Разговор про типы - это, конечно, не вопрос данной статьи, а предмет множества диссертационных работ по теории литературы. Понятно, что под типом вовсе не всегда имеется в виду нечто примитивно-неприятное, что это обобщение и т.п. И всё-таки очень уж не хочется быть «типом», даже хорошим «типом» быть не хочется. И понял я на собственной шкуре, что тем и полезны писатели (и Сенчин) со своими «типами» и «видами», чтобы человек, узнав по каким-то внешним чертам своё плоское зеркальное отражение, каким оно видится посторонним людям, почувствовав, как его невольно затягивает в колею того или иного типа или вида, чтобы такой человек встрепенулся, встряхнулся и преодолел эту инерцию.
С учётом сказанного выше весьма примечательно, что в романе «Информация» сам автор самого себя поместил в некий тип (вопрос, конечно, до какой степени), назвав второстепенного персонажа, олицетворяющего этот тип, Олегом Свечиным. Случай, даже в какой-то степени, наверное, симптоматичный. Ведь любой живой (в широком смысле слова), мыслящий человек не может хотя бы подсознательно и интуитивно не сопротивляться тому, чтобы его запихивали в некий тип, окукливали его (всегда изнутри безграничную) душу. Это либо такая завидная объективность, либо… побочный эффект приверженности к типизации мира. А ведь кроме типов могут быть ещё и герои… Без них тоскливо, но что поделать, если острый глаз писателя не видит их в окружающей реальности.
Впрочем, такая объективность позволила Роману Сенчину получить стереоскопический взгляд на современный литературный процесс: одновременно и со стороны, и изнутри. Интересно понаблюдать в таком разрезе молодёжные литературные вечера и клубные рок-концерты. В романе прямо названа поэтесса Алина Витухновская, легко узнаваемы Всеволод Емелин, Сергей Шаргунов...
На страницах самого романа есть важное размышление об информации и её влиянии на, быть может, основы нашей человеческой природы: «Беда в том (а может, наоборот, спасение для психики), что в нашей нынешней жизни почти не возникает условий для воспоминаний. Даже когда остаёшься один, сразу включаешь телевизор или магнитофон, или радио, сидюшник. Лезешь в Интернет. Чаще всего и засыпаешь под музыку или под льющий в мозги мировые новости «Евроньюс». Задуматься, углубиться в своё прошлое некогда - да и страшно». Воспоминания, память - основа человеческой культуры, интеллекта, духовности. Об этом знали христианские святые, об этом знал и датский философ-экзистенциалист Сёрен Кьеркегор, который писал, что чем больше человек забывает, тем более суетна его жизнь, а чем больше он помнит, тем она более свята. И вот этой самой памяти информация способна наносить непоправимый ущерб.
Вообще, информация - нечто приходящее извне, постороннее и равнодушно-чужеродное, некий сигнал, который вызывает механическую, прагматически-детерминированную реакцию, или просто принимаемый «к сведению»; это внешние, отчуждённые данные, которые подлежат хладнокровной оценке, измерению, передаче, продаже, использованию и распространению. Информации можно противопоставить знание, которое прорастает изнутри, проникает и наполняет сознание, вызывает сопричастность и понимание, а значит (!) - освоение и породнение с соответствующей частью мира. Знание как бы уходит корнями вглубь, оставляя притягательность тайны и желание дальнейшего познания...".
ИСТОЧНИК:
http://www.litrossia.ru/2012/06/06809.html "«Наоборот, мне хорошо! Классные у тебя друзья! Рок-музыка, литература. Люда вот кино снимать собирается… Слушай, а ты почему не занимаешься ничем?»
Ничего не поделаешь: действительно, последние лет пятнадцать так принято «общаться». Вообще, «молодые люди с активной жизненной позицией» - объекты, прежде всего общения, а не размышления. Для них важнее обмениваться потоком слов, чем мыслями".
ИСТОЧНИК:
http://www.peremeny.ru/blog/9952 "«Информация» - очередное звено в становлении сенчинского героя, подведение итогов нулевых годов. Как всегда у Сенчина, мастерство сюжета - на высоте. С первой же страницы разворачивается интрига, и чем ближе, концу книги, тем неожиданнее повороты повествования, от которых даже начинаешь уставать".
ИСТОЧНИК:
http://exlibris.ng.ru/lit/2012-02-02/5_apos.html#.TzH7lF2FKWc.livejournal