Роман Сенчин "Информация"

Feb 18, 2012 21:41



Сенчин Р. Информация. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.

РЕЦЕНЗИИ:

«Есть осо­бый вид лю­дей, - со­об­ща­ет по­ве­ст­во­ва­тель о сво­ём при­яте­ле, - сим­па­тич­ный расп..дяй. Вот Макс - один из яр­чай­ших пред­ста­ви­те­лей». По­мню, я в этом ме­с­те как-то сму­тил­ся. Не то что­бы по­ду­мал на се­бя, но по­чув­ст­во­вал вдруг, что ес­ли бы в ка­кой-то из та­ких «ви­дов» пи­са­тель оп­ре­де­лил ме­ня как про­то­ти­па, то мне бы­ло бы край­не не­у­ют­но, и за­хо­те­лось бы изо всех сил из­ба­вить­ся от инер­ции та­ко­го ти­пи­че­с­ко­го вос­при­я­тия ме­ня дру­ги­ми людь­ми.

Раз­го­вор про ти­пы - это, ко­неч­но, не во­прос дан­ной ста­тьи, а пред­мет мно­же­ст­ва дис­сер­та­ци­он­ных ра­бот по те­о­рии ли­те­ра­ту­ры. По­нят­но, что под ти­пом во­все не все­гда име­ет­ся в ви­ду не­что при­ми­тив­но-не­при­ят­ное, что это обоб­ще­ние и т.п. И всё-та­ки очень уж не хо­чет­ся быть «ти­пом», да­же хо­ро­шим «ти­пом» быть не хо­чет­ся. И по­нял я на соб­ст­вен­ной шку­ре, что тем и по­лез­ны пи­са­те­ли (и Сен­чин) со сво­и­ми «ти­па­ми» и «ви­да­ми», что­бы че­ло­век, уз­нав по ка­ким-то внеш­ним чер­там своё пло­с­кое зер­каль­ное от­ра­же­ние, ка­ким оно ви­дит­ся по­сто­рон­ним лю­дям, по­чув­ст­во­вав, как его не­воль­но за­тя­ги­ва­ет в ко­лею то­го или ино­го ти­па или ви­да, что­бы та­кой че­ло­век встре­пе­нул­ся, встрях­нул­ся и пре­одо­лел эту инер­цию.

С учё­том ска­зан­но­го вы­ше весь­ма примечатель­но, что в ро­ма­не «Ин­фор­ма­ция» сам ав­тор са­мо­го се­бя по­ме­с­тил в не­кий тип (во­прос, ко­неч­но, до ка­кой сте­пе­ни), на­звав вто­ро­сте­пен­но­го пер­со­на­жа, оли­це­тво­ря­ю­ще­го этот тип, Оле­гом Све­чи­ным. Слу­чай, да­же в ка­кой-то сте­пе­ни, на­вер­ное, симп­то­ма­тич­ный. Ведь лю­бой жи­вой (в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва), мыс­ля­щий че­ло­век не мо­жет хо­тя бы под­соз­на­тель­но и ин­ту­и­тив­но не со­про­тив­лять­ся то­му, что­бы его за­пи­хи­вали в не­кий тип, окук­ли­ва­ли его (все­гда из­ну­т­ри без­гра­нич­ную) ду­шу. Это ли­бо та­кая за­вид­ная объ­ек­тив­ность, ли­бо… по­боч­ный эф­фект при­вер­жен­но­с­ти к ти­пи­за­ции ми­ра. А ведь кро­ме ти­пов мо­гут быть ещё и ге­рои… Без них то­с­к­ли­во, но что по­де­лать, ес­ли ос­т­рый глаз пи­са­те­ля не ви­дит их в ок­ру­жа­ю­щей ре­аль­но­с­ти.

Впро­чем, та­кая объ­ек­тив­ность поз­во­ли­ла Ро­ма­ну Сен­чи­ну по­лу­чить сте­рео­ско­пи­че­с­кий взгляд на со­вре­мен­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс: од­но­вре­мен­но и со сто­ро­ны, и из­ну­т­ри. Ин­те­рес­но по­на­блю­дать в та­ком раз­ре­зе мо­ло­дёж­ные ли­те­ра­тур­ные ве­че­ра и клуб­ные рок-кон­цер­ты. В ро­ма­не пря­мо на­зва­на по­этес­са Али­на Ви­тух­нов­ская, лег­ко уз­на­ва­е­мы Все­во­лод Еме­лин, Сер­гей Шар­гу­нов...

На стра­ни­цах са­мо­го ро­ма­на есть важ­ное раз­мы­ш­ле­ние об ин­фор­ма­ции и её вли­я­нии на, быть мо­жет, ос­но­вы на­шей че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды: «Бе­да в том (а мо­жет, на­обо­рот, спа­се­ние для пси­хи­ки), что в на­шей ны­неш­ней жиз­ни поч­ти не воз­ни­ка­ет ус­ло­вий для вос­по­ми­на­ний. Да­же ког­да ос­та­ёшь­ся один, сра­зу вклю­ча­ешь те­ле­ви­зор или маг­ни­то­фон, или ра­дио, си­дюш­ник. Ле­зешь в Ин­тер­нет. Ча­ще все­го и за­сы­па­ешь под му­зы­ку или под лью­щий в моз­ги ми­ро­вые но­во­сти «Ев­ро­нь­юс». За­ду­мать­ся, уг­лу­бить­ся в своё про­шлое не­ког­да - да и страш­но». Вос­по­ми­на­ния, па­мять - ос­но­ва че­ло­ве­че­с­кой куль­ту­ры, ин­тел­лек­та, ду­хов­но­с­ти. Об этом зна­ли хри­с­ти­ан­ские свя­тые, об этом знал и дат­ский фи­ло­соф-эк­зи­с­тен­ци­а­лист Сё­рен Кьер­ке­гор, ко­то­рый пи­сал, что чем боль­ше че­ло­век за­бы­ва­ет, тем бо­лее су­ет­на его жизнь, а чем боль­ше он по­мнит, тем она бо­лее свя­та. И вот этой са­мой па­мя­ти ин­фор­ма­ция спо­соб­на на­но­сить не­по­пра­ви­мый ущерб.

Во­об­ще, ин­фор­ма­ция - не­что при­хо­дя­щее из­вне, по­сто­рон­нее и рав­но­душ­но-чу­же­род­ное, не­кий сиг­нал, ко­то­рый вы­зы­ва­ет ме­ха­ни­че­с­кую, праг­ма­ти­че­с­ки-де­тер­ми­ни­ро­ван­ную ре­ак­цию, или про­сто при­ни­ма­е­мый «к све­де­нию»; это внеш­ние, от­чуж­дён­ные дан­ные, ко­то­рые под­ле­жат хлад­но­кров­ной оцен­ке, из­ме­ре­нию, пе­ре­да­че, про­да­же, ис­поль­зо­ва­нию и рас­про­ст­ра­не­нию. Ин­фор­ма­ции мож­но про­ти­во­по­с­та­вить зна­ние, ко­то­рое про­ра­с­та­ет из­ну­т­ри, про­ни­ка­ет и на­пол­ня­ет со­зна­ние, вы­зы­ва­ет со­при­ча­ст­ность и по­ни­ма­ние, а зна­чит (!) - ос­во­е­ние и по­род­не­ние с со­от­вет­ст­ву­ю­щей ча­с­тью ми­ра. Зна­ние как бы ухо­дит кор­ня­ми вглубь, ос­тав­ляя при­тя­га­тель­ность тай­ны и же­ла­ние даль­ней­ше­го по­зна­ния...".

ИСТОЧНИК: http://www.litrossia.ru/2012/06/06809.html

"«Наоборот, мне хорошо! Классные у тебя друзья! Рок-музыка, литература. Люда вот кино снимать собирается… Слушай, а ты почему не занимаешься ничем?»

Ничего не поделаешь: действительно, последние лет пятнадцать так принято «общаться». Вообще, «молодые люди с активной жизненной позицией» - объекты, прежде всего общения, а не размышления. Для них важнее обмениваться потоком слов, чем мыслями".

ИСТОЧНИК: http://www.peremeny.ru/blog/9952

"«Информация» - очередное звено в становлении сенчинского героя, подведение итогов нулевых годов. Как всегда у Сенчина, мастерство сюжета - на высоте. С первой же страницы разворачивается интрига, и чем ближе, концу книги, тем неожиданнее повороты повествования, от которых даже начинаешь уставать".

ИСТОЧНИК: http://exlibris.ng.ru/lit/2012-02-02/5_apos.html#.TzH7lF2FKWc.livejournal

рецензия, Сёрен Кьеркегор, Роман Сенчин, книги, Всеволод Емелин

Previous post Next post
Up