https://www.vestarchive.ru/2024-1/5689-dialog-s-lvojdemr-pisma-i-zapiski-g-e-zinovevy-kak-sredstvo-kommynikacii-grajdan-i-vlasti-1918.html Среди многократно повторяющихся мотивов письменных обращений можно выделить следующие: бедственное положение автора и его семьи (19 обращений); недовольство работой советских, партийных и военных органов (44 обращения); стремление приобрести определенное положение в обществе (получить работу, вернутся на службу в армии), не обусловленное дополнительно первым или вторым мотивом (10 обращений); публикация или речь Г. Е. Зиновьева, побудившая автора обратиться к вождю (6 обращений), часто в связке с мотивами 1 и 2. Последний тип мотивировки представляет особый интерес. Авторы, использовавшие его в своих обращениях, как правило, были беспартийными служащими-интеллигентами, хотя некоторые из них именовали себя «пролетариями».
Обвинения Г. Е. Зиновьева и других высокопоставленных коммунистов в пользовании привилегиями подрывали не только личный авторитет политика, но и авторитет большевистской партии, одним из декларируемых идеалов которой было установление социального равенства. Однако, высокие нормы снабжения и практика неравномерного распределения благ были спорным основанием для критики. Тех, кто обращал внимание на неравное положение коммунистов и беспартийных, агитаторы могли обвинить в «меркантильности» и «шкурничестве». В то же время, пролетарии и служащие могли критиковать коммунистов за действия (воровство, насилие над рабочими активистами) или бездействие. Последнее нередко касалось лично Зиновьева, которому авторы писем и записок неоднократно указывали на расхождение его слов с делами.
Несмотря на существующие формальные различия писем и записок, эти категории «писем во власть» имеют общие содержательные черты. Они как правило носят практический характер и обязывают к ответной реакции адресата, поскольку их авторы, вступая в коммуникацию с вождем, задают ему вопросы, обозначают проблемы либо критикуют, тем самым выходя за границы официального канона обращений к руководителям, представленного преимущественно в коллективных приветствиях.
Можно выделить четыре наиболее существенных аспекта в критике петроградцами личности и деятельности Г. Е. Зиновьева: привилегированное положение в снабжении продовольствием, пользование личным автотранспортом, еврейское происхождение и расхождение слов с делами. В обращениях претензии к вождю часто переплетались между собой, представляя комплекс антисемитских и эгалитаристских настроений. Однако, данные обстоятельства не мешали вождю использовать во время выступлений те же формы критики существующего неравенства (за исключением антисемитских высказываний), когда это было необходимо для поддержания образа «честного» коммуниста.