Жизнь и книги Леонида Соловьёва

Jul 23, 2022 23:17




Жизнь и книги Леонида Соловьёва | nashnasreddin


nashnasreddin.ru

Недобрая суматоха жизни, однако, тоже открыта здесь с безоглядной внятностью: «Никто не поднял головы, не ответил. Мгновенная молния передернула лицо эмира. И неизвестно, сколько голов, увенчанных чалмами и обрамленных седыми бородами, легли бы сегодня на плаху и сколько льстивых языков, прокушенных в предсмертной судороге насквозь, замолкли бы навсегда, высунувшись из посиневших уст, как бы дразня живых, напоминая им о полной призрачности их благополучия, о тщете и суете их стремлений, хлопот и надежд!»
Но счастливые совпадения, неожиданные дары судьбы, вдруг свершающиеся благодеяния, стремительное и прочное торжество справедливости - вот что было главным и превращало «Возмутителя спокойствия» в своего рода книгу отмщения за ежедневный страх и туманную даль.
«Судьба и благоприятный случай всегда приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца»…
Куда же тогда девается «полная призрачность их благополучия» и так далее?
Но, как сказал поэт, «…если даже вы в это выгрались,/Ваша правда, так надо играть». Это истинные, хорошие, необходимые душе мечты и упования совсем еще молодого писателя.
Наивностью же от «Возмутителя спокойствия» и сегодня не веет. Хотя полвека прошло - и какие полвека!

Ходжа Насреддин накрепко привязан ко всему здоровому, подлинному, не показному, а существенному. Не может он не понимать: как бы ни свирепствовал, как бы ни был изобретателен в своем тиранстве вельможа, управлявший Кокандом, все же он «проходил сквозь жизнь как некое враждебное ей чужеродное тело; он мог на время нарушить ее течение, но был бессилен подчинить ее себе и закрепиться в ней: каждым весенним цветком, каждым звуком Великая Живая Жизнь отвергала его!»
Ложная сила, ложная значительность, ложный порядок, ложная мудрость - среди главных врагов Ходжи Насреддина.
Чем берут эмир бухарский, Камильбек, Агабек или Рахимбай? Они могут казаться по-своему внушительными, победоносными - однако тут обман на обмане, фальшь на фальши. Они возвышены случаем, прихотью великих мира сего или усилиями собственной хитроумной и гибкой подлости. И держатся «звоном своих денег, лживыми проповедями и лязгом мечей», а не родством с Великой Живой Жизнью.
Что же касается жизни мнимой, то у нее, собственно, всего две пружины. Это глупость и корыстолюбие. Дураки и корыстолюбцы затмевают белый свет. Потому что глупость, простенькая или надутая,- это слепота, неспособность видеть, замечать, понимать и отзываться. А корыстолюбие - отпихивающая всех отчаянная тяга к прибавлению и накоплению, к деньгам, чинам, званиям, всяким задешево дающимся наградам.

тюрьма и воля, биография

Previous post Next post
Up