«Будучи еще студентом Академии [МДА], в 1906 году Флоренский издал под названием “Вопль крови” отдельную брошюру, обличающую бесчеловечный террор реакции. В ней напечатан текст проповеди, сказанной им в академическом храме 12-го марта 1906 года.
ИСТОЧНИК: Волков С.А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма / Публикация, вступительная статьи и примечания А.Л. Никитина. М., 2000.
**
Текст
http://delo.teolog.ru/deloN10205 (тут ошибочно указано 12 марта 1873 г.).
***
12 марта 1906 года в Сергиевом Посаде, в домовой церкви Московской Духовной академии ее студент Павел Флоренский произнес пламенную проповедь, в которой призывал прекратить братоубийство и отменить смертную казнь. Первый публичный призыв, к тому же сказанный с амвона, произвел эффект разорвавшейся бомбы, ибо прозвучал в день, когда стало известно о казни на острове Березань лейтенанта Шмидта, тогдашнего кумира молодежи. Студент Флоренский был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, из которой его освободили перед Пасхой по просьбе ректора Московской Духовной академии епископа Евдокима. Проповедь Флоренского «Вопль крови» была нелегально издана, мгновенно разошлась по стране, была горячо принята общественностью, и даже мать Флоренского не скрывала своей гордости сыном, а Ольга, как сообщает она в письмах брату, восторженно встречена в гимназии как «сестра того самого Флоренского». ИСТОЧНИК:
http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post232164112/ ...студенты четырех курсов провели сходку и составили обращение к архипастырям. Первоначальные проекты Обращения записаны рукою П. А. Флоренского, который по-видимому был инициатором сходки и автором большей части текста документа, своим пафосом и формулировками перекликающегося с произнесенной им проповедью. В “Обращении” студенты обвиняют священноначалие в уклонении от правды Христовой в реальной общественной жизни. ИСТОЧНИК:
http://www.runivers.ru/philosophy/chronograph/420709/ *****************************************************************************************
В феврале произошли небывалые волнения в Витебской, Московской, Ярославской, Екатеринославской и Кавказских духовных школах. Беспорядки приобрели небывалый размах. Следует отметить, что воспитанники духовно-учебных заведений почти всегда шли в авангарде студенческих выступлений.
Разница между выступлениями в семинариях была лишь в том, что в некоторых из них воспитанники обнаруживали больше увлечения политическим движением, чем в других. В Ярославской семинарии распевали революционные песни, ходили на политические митинги, произносили политические речи. В Рязани участие семинаристов на политическом митинге даже вызвало особое озлобление Черной сотни. В Ставрополе семинаристы действовали в контакте с комитетом социал-демократической рабочей партии. В Оренбурге семинаристы, не довольствуясь общей петицией, вынесли особую политическую резолюцию, в которой говорилось, что «коренная реформа школы возможна только с полным изменением всего общественно-политического строя в России». Обычными лозунгами воспитанников этих семинарий становятся: «Долой царизм», «Долой самодержавие»
От требований и петиций студенты в ряде семинарий перешли к экстремистским действиям. В Черниговской семинарии выстрелом был ранен инспектор, а на ректора совершено неудавшееся покушение; в Тифлисской - инспектор М. А. Добронравов расстрелян; в Пензенской - ректор архимандрит Николай (Орлов) был убит тремя выстрелами из револьвера; в Тамбовской преемник епископа Феодора (Поздеевского) архим. Симеон (Холмогоров) 7 апреля 1907 года около 9 часов выстрелом семинариста был искалечен на всю жизнь - ему пулей перебило позвоночник, а в лицо ректора Харьковской семинарии протоиерея Иоанна Знаменского была выплеснута серная кислота. ИСТОЧНИК:
http://www.pravoslavie.ru/put/2232.htm *****
Пять слов: "серебряный век" и "новое религиозное сознание". Вот и всё, пожалуй.
http://ortheos.livejournal.com/782159.html#comments