Дочитал

Dec 04, 2014 22:30



Продолжение книги: "Докладывать мне лично! Тревожные весна и лето 1993 года" (М.: Вече, 2013).

Позицию автора (с учетом занимаемой должности и работы у С.А. Филатова) отличает стремление стать "над схваткой".

Представляет интерес информация о судьбе документов, оставшихся "без присмотра" в Верховном Совете после его разгрома. См. об этом в т.ч. в воспоминаниях В.П. Козлова http://krasnaia-gotika.livejournal.com/1127088.html

Наличие большого количества фрагментов из опубликованных воспоминаний (от Ельцина, до газеты "Завтра") дополняется фрагментами из служебных записок и проч. Стилизация под художественную литературу дает простор для трактовок событий (в СССР тоже то, что нельзя было по различным причинам поместить в монографии и мемуары, помещали в художественные произведения. См., напр.: http://krasnaia-gotika.livejournal.com/1121470.html

Представляются не особенно удачными фразы о ВС: "Ему на миг показалось, что он находится в поверженном Берлине в вестибюле немецкого железнодорожного вокзала, только что взятого штурмом нашими солдатами" (с. 9) и сравнение разгромленного ВС с последним пристанищем Гитлера (см. по тексту). Впрочем... они не носят заведомо негативный характер; есть в т.ч. и такое сравнение: "внутри выглядело как катакомбы Брестской крепости" (с. 8). Можно поспорить и с мнением автора (с. 186) "Советов больше не будет! То, за что боролись белогвардейцы! Вот теперь они гражданскую войну выиграли. Спустя семьдесят лет!".

Попытка автора показать события как трагедию народа, оказавшегося между жерновами амбициозных политиков: "Каждая из сторон, заявляя о готовности к компромиссам, делала все с точностью до наоборот, и обстановка стала скатываться к "точке невозврата"... 3-4 октября 1993 года стали черными днями российской демократии, после чего само это словосочетание стало восприниматься как пример произвола и насилия" (стр. 116).

***

НЕ ПРО КНИГУ, А ПРО СЕРИЮ:
Желающие могут дополнительно изучить обложку серии издательства "Вече" - "Гриф секретности снят", стилизованную под обложку архивного дела, с целью обнаружения ляпов.

1993 год, воспоминания

Previous post Next post
Up