"По всей видимости, правы исследователи мифов,

May 13, 2014 19:20

идущие по пути Н.М.Мелетинского, а вовсе не Элиаде. Ситуация складывалась всегда так, что пресловутый "архаический" человек более был склонен именно к рационализму в своих действиях. Кажется, в 1993 г. Д.Галковский в статье "Андеграунд" обозвал русских крестьян "ходячими калькуляторами", но, если отвлечься от, мягко говоря, несколько невежливой формы подачи материала, дело обстоит действительно так. Именно "профаническое сознание" заинтересовано в постоянном подсчете плюсов и минусов, именно оно стремится выиграть в бесконечном матче с силами природы. Играть можно только тогда, когда есть правила. Самое простое правило - это повторяемость временных структур. Когда человек начинал измерять время, он следовал "примеру" природы. Есть день, есть ночь, они периодически повторяются. День и ночь можно разбить на одномерные отрезки и сопоставить их друг другу. Это почти что элементарная операция. Но она неожиданно обретает важный смысл. "Профаническая жизнь" оказывается неизменно циклическим процессом, "вечным возвращением одного и того же" (например, сезона полевых работ или времени, когда нужно опять кормить кур). Выход за рамки "вечного возвращения" возникает только в редкие периоды размышлений - и тогда человек неожиданно осознает, что его жизнь не будет вечной, что впереди смерть. Но, привыкнув к тому, что все в природе "возвращается", он может легко сказать себе - я переживу новое рождение в другом теле, в другом месте, в другое время. Вера в метемпсихоз, видимо, характерна для сельскохозяйственных культур, в основном насквозь рациональных, поэтому, кстати, она часто идет в паре с идеей "кармы", то есть строгого детерминизма".

Цитата из книги: "Типы и структуры исторического повествования", 2000 г. Автор Russky_Udod (udod99) . Книга была издана, по словам автора "небольшим тиражом в издательстве "Мануфактура"...". В свое время (2005 год) текст книги был выложен в интернете: "Russky_Udod (udod99 2005-01-10 10:04:00 (link) Я смотрю, рассуждение об истории в сослагательном наклонении вызвало некоторый интерес и даже споры вне этого журнала. Так может, мне здесь свою книжку на эту тему выложить ("Типы и структуры исторического повествования", 2000 г.)? Чтоб была основа для предметного разговора... Ну что, гг. интеллектуалы, готовы вы прочитать 200 страниц псевдотеоретических рассуждений? Стоит с этим связываться или нет? Ясное дело, вариант саморекламы. Но поскольку он несколько трудоёмок, то задаю этот странный вопрос".
Сейчас в в интернете книги уже нет.

ОТКЛИК http://aleatorius.livejournal.com/2599064.html

крестьянство, С.В. Кизюков, цитата, Мирча Элиаде

Previous post Next post
Up