Странные и загадочные события с исчезновением многомиллиардного инвестиционного проекта в Ульяновске произошли после совещания о перспективах развития малой авиации, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в Москве 6 ноября.
На следующий день пресс-служба ульяновского губернатора поспешила сообщить, что «принято окончательное решение о размещении нового производства самолетов для малой авиации в Ульяновской области», а «реализацией проекта по изготовлению воздушных судов вместимостью 9 и 19 пассажиров займется госкорпорация «Ростех» и австрийский концерн Diamond Aircraft Industries». И якобы «средства на этот проект в объеме 7 млрд. рублей заложены».
Но на сайте обладминистрации эта хорошая новость провисела недолго, всего 7 минут. После чего новость с сайта удалили, попросили «зачистить» это сообщение и на других интернет-порталах. А первоисточник «зачищенной» новости - пресс-релиз на сайте «Ростехнологий» также был удален. Более того, представители пресс-службы Ростехнологии опровергли заявление губернаторской персс-службы, обзванивали редакции СМИ, просили не ссылаться на эту новость, и уверяли, что никакого «окончательного решения» о реализации инвестпроекта в Ульяновске не принято. На что обиженная руководительница пресс-службы Морозова - Наталья Мартынова заявила, что никакой дезинформации и самодеятельности в правительственном сообщении не было: «Релиз сначала появился на сайте Ростехнологий, а потом на сайте правительства, причем со ссылкой на Ростехнологии.»
Но суета и взаимные претензии пресс-служб не важны, важно другое - за этой суетой пресс-служб скрываются серьезные экономические и политические процессы, которые не позволяют принять такого окончательного решения по запуску авиационного проекта в Ульяновске.
Присмотримся повнимательнее к этому инвестпроекту по производству 60 дизельных композитных самолетов в год. Дело в том, что этот проект изначально привязан к «Уральскому заводу гражданской авиации», что базируется в Екатеринбурге
В июне этого года на авиасалоне в Ле-Бурже принадлежащий «Ростеху» Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписал соглашение с компанией Diamond Aircraft, которое предусматривает поставку существующих моделей Diamond Aircraft в российские летные школы.
Уже в сентябре стороны договорились о создании на Уральском заводе гражданской авиации производства тех самых легких пассажирских самолетов 9-ти и 19-местных. На первом этапе сборка самолетов и двигателей будет полностью осуществляться в Австрии. Второй этап предусматривает частичный выпуск на предприятиях Ростеха авиационных компонентов - композиционных конструкций на мощностях «РТ-Химкомпозит». «РТ-Химкомпозит» принадлежит Ростехнологиям и без мощностей «химкомпозита» в этом проекте не обойтись, ведь самолеты буду из композитных материалов.
Холдинг «РТ-Химкомпозит» включает 17 предприятий, ни одно из которых не привязано к Ульяновску.
Не менее неопределенная для Ульяновска ситуация и с другим громко анонсированным проектом Ростеха - мусорным кластером. В сентябре Ростех и правительство области подписали меморандум о сотрудничестве на рынке утилизации отходов (проект реализует «дочка» Ростеха - компания «РТ-Инвест»). Тогда же в сентябре был заявлен и примерный объем инвестиций - порядка 7 миллиардов рублей. Инвестпроект сулил множество преференций для региона - строительство новых станций по сортировке и переработке вторичных отходов, а также запуск мощностей по термической обработке, в том числе, опасных биологических отходов.
Но после меморандума никаких конкретных шагов не последовало. Хотя в соседних регионах «РТ-Инвест» ведет масштабную скупку активов в сфере переработки и утилизации отходов. В мае дочка Ростеха «РТ-Инвест» приобрела 100% акций казанской ПЖКХ, которая является вторым по величине оператором в Приволжском федеральном округе. Позже «РТ-Инвест» завершила сделку по установлению контроля над группой нижегородских компаний АГЖО, которая будет впоследствии объединена с ПЖКХ. Планируется, что к концу 2013 года объединенная компания будет обслуживать более 7,5 млн человек, или около 5% российского населения. И вновь Ульяновск оказался чужим на этом празднике жизни.
Итак, еще в начале осени Ульяновской области «светило» почти 14 миллиардов рублей инвестиций (7 миллиардов в авиакластер + 7 миллиардов в переработку мусора) от «Ростехнологий» и вдруг тишина...и даже поспешное уничтожение новостных сообщений об инвестпроектах на сайте Ростеха и ульяновского правительства.
Что же произошло? Ростех и обладминистрация хранят молчание. Пока же очевидно одно: если реализуется пессимистичный сценарий, то Ульяновская область потеряет не только 14 миллиардов инвестиций, но и теряет сотни миллионов налоговых поступлений в год, сотни высокооплачиваемых рабочих мест, теряет инвестпривлекательность для крупных игроков и остается с коррумпированным и экологически неблагополучным мусорным рынком.
Сергей Красильников