Олег Ринге: Вместе с Дроздовой из театра ушла душа
О закулисных интригах в мэрии и скандалах в театре «Колесо» мы разговариваем с ведущим актером и режиссером Олегом Ринге, который ушел из театра вслед за Дроздовой.
Интервью опубликовано в газете «Тольяттинское Обозрение»
- Олег, хотелось бы, конечно, поговорить о творчестве, актеры - люди аполитичные, а тут с вашей стороны такие громкие заявления о нынешней власти - мэру импичмент объявить… Можете как-то объяснить?
- Могу. Но хотелось бы начать все равно с творчества, которое, наконец-то, за многие годы впервые появилось в театре «Колесо». После смерти Глеба Борисовича здесь происходило многое, театром руководили и директора, и люди, пришедшие со стороны и ничего не понимающие в искусстве. Театр очень многое вытерпел, и вот наконец-то у руля встал человек, понимающий именно этот театр, потому что он был у истоков его создания. Я говорю о Наталье Степановне Дроздовой.
Когда я был студентом на курсе у Глеба Борисовича, он нам говорил, что театр - это семья, в которой есть всего понемногу: и плохиши, и отличники. Тем не менее, это должна быть семья, только тогда в таком театре создаются спектакли по любви. Спектакли, которые имеют душу. А когда актеры находятся в состоянии вечного вопроса, что они будут кушать вечером (потому что живут на одной бюджетной ставке), о каком творчестве можно говорить?
Я говорил прежнему руководству: вы можете не платить зарплату актерам, выкручивать им руки, делать всё, что угодно… Но если актер видит на сцене хорошую работу, режиссера, с которым можно выкладываться на полную катушку, тогда можно с актером делать что угодно. Но ведь не было ничего. Ставили и режиссеры в вечно пьяном угаре и те, которым вообще претит хоть какой-нибудь анализ пьесы, всякое бывало... Вот появился молодой человек по фамилии Гопко, только лишь потому, что его папа дал на постановку 125 тысяч, и сразу замахнулся на «Трех сестер» Чехова. И вдруг - Дроздова. Да, никогда директором не была, но она знает театр и знает, каким он был. Дроздова стала возвращать театр к его изначальной сути и делала это планомерно. Она пригласила грамотного экономиста. И первое, что она сказала, собрав команду: «Ребята, хоть одну копейку из театра кто-нибудь вынесет, сама лично руки оторву». Вот тогда я вздохнул с облегчением. Я понял, что теперь деньги будут оставаться в театре, а не утекать из него, как этого было раньше…
Прошло 8-9 месяцев работы новой команды, и экономика пришла в новое русло, тогда у Дроздовой появилась возможность платить актерам достойную зарплату. Она нигде не просила, она сама это сделала. И когда в сентябре актеры начали получать достойную зарплату, они наконец-то начали гордиться своей профессией. Плюс к тому - в театре пошел творческий процесс. Кто может оспорить тот факт, что во времена Дроздовой в театре появилась очень хорошая драматургия: «Женитьба», «Трамвай «Желание», «Аккомпаниатор», «Сирано де Бержерак», «Арабская ночь»…
И вдруг, как гром среди ясного неба, - с Натальей Степановной договор не пролонгировали. Ну, все знают, как с ней поступили. И, конечно, я тогда занял позицию человека политичного. В свое время я всех призывал голосовать за Андреева, потому как видел его отношение к театру, поставил с ним два благотворительных спектакля. Мне наивно думалось, что, да, приходит мэр, которому театр не будет безразличным. И что же происходит?! Первое, что он делает - отнимает филиал на проспекте Степана Разина, потом у нас убирают руководителя. Хотя у него своя правда: он думает, что таким образом заботится о театре. «Ставим у руля хорошего экономиста!» Но все же поняли на депутатских слушаниях, что это за экономист…
- Олег, но какое-то время Янина Незванкина была у вас театре, делала эти проекты с любительскими спектаклями. Она там была, наверное, к месту?
- Абсолютно. Она действительно неплохо работала по этим спецпроектам, она сумела привлечь людей к этому проекту, умела его продавать и делала это грамотно, привлекая свои связи и знакомства. И в этих рамках Янина Николаевна была на месте. У меня, например, всегда были с ней прекрасные отношения, я бы даже сказал, доверительные. Просто я совсем не понял, почему, когда Янина пришла в «Пилигрим» и оттуда начали выдавливать Уставщикова и главного художника? Я спрашивал: «Почему так? Такие хорошие кадры надо лелеять». Мне внятного ответа не дали, только заявили, что Уставщиков - интриган и плохой человек. Я в это не верю. Я знаю, что он приехал с огромным режиссерским портфелем, он ставил спектакли, авторские в том числе, вокруг него объединилась творческая молодежь. А не это ли нужно в театре? Задача директора - помогать этому процессу. А в «Пилигриме» этот процесс благополучно развалили, пригласили какую-то даму из Сербии, она ставит какой-то «Влюбленный туфель», и ничего дальше не происходит. А затем этот же директор приходит в театр «Колесо» и происходит то же самое.
- Но вы же говорите, что были с Яниной Николаевной в доверительных отношениях, вы спрашивали ее об этом?
- Нет.
- Мне тоже вот непонятно, что ее потянуло из театра кукол в «Колесо».
- Это не ее потянуло. Ее потянули. Ей предложили, она не отказалась. Соглашаясь на директорство, я думаю, она не понимала, что стоит за этим согласием и кто стоит. А актеры не хотят возвращать тот театр, который был до Дроздовой. Но именно люди, ушедшие из театра с приходом Дроздовой, вновь потянулись сюда. И, понятно, зачем потянулись. Я говорю от имени труппы, за исключением некоторых индивидуумов, которые сразу повели себя хамски, цинично.
- Вы имеет в виду группу товарищей старшего поколения? Почему они стали, грубо говоря, «сливать» Дроздову? Не хочешь - не отвечай…
- Я совершенно не боюсь. Интересно, не боятся ли и они себе и остальным признаться в истинных причинах? Сейчас они прикрываются щитом «Мы спасаем актрису Дроздову», у которой якобы не очень успешно получалось руководить театром, поскольку команду она подобрала не ту, что надо. Вот только фактов у них нет. И быть не может, потому что этот защитный лозунг не что иное, как лицемерие чистой воды. У каждого из них свои причины. У Ольги Самарцевой старшей, по моему мнению, это очевидная зависть, она была всю жизнь. Дроздова стала и заслуженной артисткой раньше, звание народной получила давно, и ролей у нее побольше и поярче. Дмитриев Виктор Васильевич и Логутенко Валерий Константинович ее просто предали, поверив не Наталье Степановне, а людям, которым при прошлом директоре жилось комфортнее.
Ольга Ивановна сейчас раздает интервью о том, что спектакль «Трамвай «Желание» низкого качества, и Ринге-де и роль-то не знает… В общем, ведет себя очень некорректно. Причина же ее мести в том, что режиссер спектакля «Трамвай желание» Продан Димов настойчиво рекомендовал не играть Ольге Самарцевой-младшей роль Бланш в этом спектакле, поскольку она не готова к ней в силу отсутствия должного профессионального опыта, возраста. Эта роль очень тяжелая, трудная. Только вот при чем здесь я - никак не могу взять в толк. Я искренне репетировал с Ольгой этот спектакль. Но слово режиссера - закон.
- Олег, завтра последний спектакль с вашим участием? Что будет дальше с «Трамваем «Желание»?
- Насколько я знаю, мне уже ищут замену, а в пару ставят Самарцеву-младшую. Но это будет уже другой спектакль…
- Да уж… Незванкина уже заявила, что и «Арабской ночи» в репертуаре не будет.
- Да, она так заявила, сославшись, что ничего у нас не было готово. На самом деле у нас все было под контролем, мы готовились подавать документы на оформление приглашения, на получение разрешения работы команды из-за рубежа…
- То есть, это заявление было передергиванием…
- Конечно, передергивание фактов. Незванкина утверждает, что нет ни одной договоренности с театрами, куда мы планировали поехать на гастроли. Подождите, но у меня все заряжено: люди из СТД ждут звонка, но и они правильно рассуждают: если не будет Дроздовой, какой смысл устраивать этот гастрольный тур? А уже мы добились выделения денег на автобус для этого тура…
- Так вы подали заявление об уход их театра? И теперь куда?
- На кафедру к Наталье Степановне в ВУиТе, буду преподавать. Вы спрашиваете, почему были актеры аполитичны, а теперь удила закусили? Да потому, что есть, что терять, есть за что постоять. За театр Дроздовой, который она начала возрождать. Хочется стоять по имя чего-то, а не вопреки, как раньше. Предыдущее руководство три раза пыталось меня уволить, и это была борьба вопреки. Сейчас борьба во имя театра, который мы теряем. Да, мы выражаемся в жестких формах, но не сливаем конфиденциальную информацию, как это делают наши оппоненты.
- От нынешней команды в мэрии я тоже получила больше разочарование. Наезды на филармонию, выживание из «Пилигрима» творческих людей. Несмотря на демократические заявления, у меня три раза снимали материал из газеты, где была фамилия Незванкина…А как вы думаете, мэр прислушается к рекомендациям депутатов, которые прозвучали на слушаниях.
- Никогда и ни за что. Мэр сидел на попечительском совете, когда ему каждый из присутствующих, а там были и бизнесмены, и министр культуры области, настоятельно рекомендовали оставить Дроздову у руля, не приводить никого нового в театр. Председатель Самарского отделения СТД Владимир Гальченко, члены совета по культуре при губернаторе подчеркивали, что убирая Дроздову, вы делаете большую ошибку. На что мэр спросил: «Ну, вы же это только рекомендуете?». И ушел. А на следующий день сказал Дроздовой до свидания. О чем тут говорить? Судя по поступкам, а не по заявлениям, мэрия хотела оставить Дроздову только актрисой, чтобы она никуда не лезла. А Наталья Степановна, как и мы её помощники, очень многое увидели, что творили с театром раньше и на безмолвное существование теперь не согласны! Это мое убеждение: они хотят прибрать театр к рукам. О мотивах я могу только догадываться…
- Интересно, что у вас в театре можно наворовать?
- Можно наворовать, есть бюджет, который можно попилить, внедряя «подснежников», например, которые в штате были до нас. Когда мы стали разбираться, то увидели, что в штате существуют неизвестные нам фамилии. Схемы там абсолютно разные, и мы знаем этих людей, которые умеют это делать, причем с приходом нового руководства они все вернулись в театр. Когда Дроздова их увидела, она сразу сказала, что работать в таком театре она не сможет… ДА! Вот форма цинизма нового руководства: портрет Дроздовой тут же изъяли с фото-галереи актеров на сайте «Колеса». Это подло!
- Не будет ли ваше противостояние власти рывком в пустоту? Видите ли вы просвет впереди?
- Я вижу просвет в том, что идет общественный резонанс, на фоне которого рождается огромное недовольство действиям мэра и его команды. У меня складывается впечатление, что эта команда рассыплется. Ну, нельзя же за 8 месяцев такого в городе наворотить?!
- И интересно, что бить стали в первую очередь культуру…
- Я тоже этим поражен, других проблем в городе, выходит, нет. Хотя в предвыборной программе мэра было написано, что культуре надо уделять больше внимания, но не в таком же виде, разваливая её?!
- Олег, мне все-таки непонятно до конца роль в этом деле Янины Незванкиной? Что она за человек? Почему она пошла на директорство в «Колесо»?
- Для меня это тоже загадка. У нас были хорошие отношения, я бывал в гостях у них дома. Я видел Незванкиных, как интеллигентных людей, у них прекрасные дети. Но у меня складывается впечатление, что Янина не понимает, что происходит, не понимает того, что ее руками сейчас разваливают театр. Спустя годы, возможно, будут говорить так: «Кто разрушил театр «Колесо»? Андреев и Незванкина». А кто стоит за кулисами, так никто и не узнает.
- Ваше заявление об уходе подписали без всякого разговора?
- Да. Оставил его в приемной, на другой день отдел кадров подтвердил, что я свободен с такого-то числа.
От автора. Последний «Трамвай желание» ушел вместе с Ринге и Малышевой в прошедшее воскресенье. А каким путем или кривыми дорожками покатится «Колесо» дальше, думается, мы узнаем в ближайшее время.
Беседовала Галина Плотникова
P.S. Из записей на стене Вконтакте группы почитателей театра «Колесо».
«…Была вчера на вечере памяти Глеба Дроздова… В душе остался какой-то горький осадок. Нет, сам спектакль «Трамвай «Желание» вызвал только теплые чувства, Ирина Малышева - ЧУДО, Олег Теодорович, как всегда, великолепен, остальные артисты им под стать. Молодцы!!! Но, то, что было после спектакля... Невнятная речь господина Дмитриева, растерянность в зале... Вечер памяти основателя театра Глеба Дроздова и отсутствие его жены, человека-искорки, всегда лучезарной, улыбающейся Натальи Степановны. И не просто отсутствие, даже не было сказано в ее адрес ни слова! Что это?... Да и вообще, господа из худсовета (видимо, в вашем случае от слова худо), вам не кажется, что вы предали друга, учителя, себя, в конце концов? Мне вас жаль. Так же не было сказано ни слова о том, что свой последний спектакль играл Олег Ринге, а ведь процентов 80 % зала пришли прощаться с ним. Восхищаюсь, уважаю... надо же уметь так держать зал. А со сцены ни слов благодарности, ни слов прощания. М-да... Ну что могу сказать, сердце театра остановилось вместе с сердцем Глеба Борисовича, душа ушла вместе Натальей Степановной, а энергия вместе с Олегом Теодоровичем».