Сегодня День памяти и скорби. Не могу не написать хотя бы пару слов о великой войне. Любопытная книга британского историка Р. Брэйтвейта «Москва в 1941-м году: Город и его жители во время войны». Хочу привести выдержки, касающиеся ПВО столицы. Есть любопытные сравнения с обороной столицы Великобритании.
По мере того как фронт приближался к Москве, налеты Люфтваффе становились все чаще, но в распоряжении советских ВВС под Москвой имелись хорошо оборудованные аэродромы, поэтому, бомбардировки так и не стали для Москвы серьезной проблемой.
Брэйтвэйт приводит некоторые данные из истории развития ПВО Москвы. Местная ПВО была создана в 1932 г. С 1933 г. началось строительство убежищ, однако к началу войны их хватало лишь на 400 ООО из 4 млн. жителей города. Уже к августу были готовы траншеи и землянки еще на 250 ООО человек, а к концу 1941 г. - для большей части оставшегося населения. Несколько колец ПВО, созданных на значительном (больше, чем вокруг Лондона) расстоянии вокруг Москвы, к моменту первых налетов насчитывали 60000 человек личного состава - наблюдателей, летчиков, зенитчиков, бойцов прожекторных, аэростатных и других подразделений. Однако ввиду отсутствия эффективных радаров в СССР на каждый сбитый самолет приходилось по 20000 выпущенных зарядов, в то время как в Великобритании - 2000.
Одной из первоочередных целей ПВО была защита от пожаров, так как, несмотря на обширную программу высотного строительства, около 70% жилых домов в Москве были построены из дерева, крыши многих фабрик также были из горючего материала, не говоря уже о находившихся в городе запасах дров, хранилищах пиломатериалов и других пожароопасных объектах. Из-за широкого участия в противовоздушной обороне плохо подготовленных гражданских лиц в газетах начали публиковать полезные советы - как тушить зажигательные бомбы, как построить убежище, как отличить звук падающей бомбы от взлетающего зенитного снаряда и т.д.
В итоге состоявшийся 22 июля, лишь спустя месяц после начала войны, первый крупный авианалет на Москву (127 из 200 самолетов достигли цели, сбросив 104 тонн фугасных и 46 000 зажигательных бомб) принес разочаровывающий для немцев результат. Автор особенно подчеркивает, что по стандартам немецких налетов на Лондон это был комариный укус - 130 убитых, 660 раненых, разрушено 37 зданий. Это было связано как с мощью ПВО, так и со слабостью истребительного прикрытия германских бомбардировщиков. Налеты продолжались еще несколько месяцев (последний крупный налет произошел 16 июля 1942 г.), но разрушений было не так много (тем более что все следы повреждений быстро убирались), хотя сама угроза бомбардировок заставляла людей постоянно быть в напряжении, что сильно изматывало нервы. Непосредственный ущерб от бомбежек точно не известен. По советским данным, налеты германской авиации стоили Москве 2000 убитых, 6000 раненых, около 5600 уничтоженных или поврежденных зданий, тогда как во время бомбардировок Лондона потери и разрушения были на порядок выше.