Дней десять уже, как обещал показать френдам одну из шпаг из своей коллекции во время прогулки по моему кабинету. Приобрел его пару лет назад на одном из интернет-аукционов, и какими то заковыристыми путями мне привезли его из Прибалтики и передали в руки уже в Первопрестольной. Это - шпага итальянского летчика времен Первой мировой войны. Хотя она немного потрепана, все равно -очень красивая, травленая.
За фотки не судите строго, снимал на телефон. Ну, и, раз уж шпага у нас когда-то принадлежала итальянскому летчику начала прошлого века, как же без парочки энциклопедических фактов?
Вообще итальянцы были первыми, кто стал применять авиацию в боевых действиях. Для меня самого этот факт был новостью. По сути дела, итальянцы - родоначальники боевой авиации. Воздушные бои того времени не были лишены трагического комизма. Пилоты самолетов противника палили друг в друга в воздухе из пистолетов, кидали на голову врага кирпичи, ну и все в таком духе.
Самолет превратился в инструмент войны всего через несколько лет после первого полета братьев Райт. Первой, как я уже написал, в бою использовала авиацию Италия - в войне с Турцией и арабами.
Еще в 1908 году Армия США обратилась к Орвиллу Райту с просьбой о демонстрации своего аппарата. В том же году лейтенант Корпуса связи Армии США Томас Селфридж разбился в Форт-Майере, став первой жертвой авиакатастрофы.
Тремя годами позже, 25 сентября 1911 года, Италия перебросила в Ливию для борьбы с арабо-турецкими войсками специальный экспедиционный армейский корпус, в составе которого имелась авиационная флотилия, включавшая пять основных пилотов, шесть резервных пилотов и 30 человек наземного персонала. Корпус имел на вооружении три аэроплана Nieuport, два Bleriot, два Farman и два Etrich Taube.
В октябре небольшой авиационный отряд выполнял разведку, вскрыв позиции сил противника численностью около 8000 человек. Результаты разведки оказали большое влияние на дальнейший ход боевых действий.
Помимо разведки, летчики корректировали огонь артиллерии, в частности - броненосца «Сардиния» при обстреле оазиса Занзур, а 1 ноября лейтенант Джавотти с самолета Etrich Taube впервые выполнил бомбардировку позиций противника - сбросил три 2,2-килограммовые гранаты конструкции лейтенанта Ципелли на оазис Тагуира и еще одну - на Айн-Зара. Первый опыт оказался весьма успешным, что привело к появлению уже настоящих авиабомб, имевших цилиндрический корпус, начиненный взрывчаткой и шрапнелью. До 10 таких бомб помещалось в ящик, а сброс выполнялся «залпом» или индивидуально. Итальянские самолеты продолжали поддерживать наступление сухопутных войск, в 1911 году в Хомс (Ливия) прибыла еще одна авиафлотилия. В ответ турки начали применять против самолетов зенитную артиллерию, но ни одного аппарата не сбили. Первые ночные боевые вылеты были выполнены в мае - июле 1912 года, а 11 июня бомбы сбросили на турецкий лагерь - первая ночная бомбардировка в истории. 12 августа первый итальянский летчик не вернулся с боевого задания, но погиб он, скорее всего, в результате потери управляемости.
Джанни Капрон и, основатель итальянской военной авиации, первым поставил итальянской армии военные самолеты (1911-1912 годы).
На завершающем этапе Ливийской кампании действия итальянской авиации довольно широко освещались международной прессой. Никаких данных о присутствии в Ливии в то время британских наблюдателей нет, но в апреле 1912 года был сформирован Королевский авиационный корпус, после чего незамедлительно открылась Центральная авиационная (летная) школа.
В 1914 году еще две страны использовали авиацию в военных целях, но больше для оборонительных задач. В Америке пять Curtiss А-1 применялись для ведения разведки в ходе событий при Веракрус, а французы использовали самолеты в начале года в колониальной войне в Марокко.
Ну, а 7 января 1915 года итальянская военная авиация была объединена в Корпус военной авиации (Corpo Aeronautica Millitare), и 9 итальянских летчиков, сбив 183 самолета вошли в число асов первой мировой вошли. Самым результативнейшим из них был летчик Франсиско Баракка - 34 воздушные победы.
А у вас какая "драгоценность" есть дома, которым вы дорожите?