Причиной появления
моего вчерашнего поста стала книга Владимира Мединского «Война. Мифы СССР», в котором он разбирает по полочкам не только культовый сериал, но и ряд других фильмов советского и пост периодов.
Да, да, это тот самый Мединский - любимый протагонист прогонов либеральной части нашей блогосферы. Занимательное чтиво - его книжка, надо сказать. Местами спорное, но занимательное.
Про «Мгновения» не буду, ибо в посте моем вчерашнем тезисы Владимира Ростиславыча на сей счет нашли свое отражение. Но с его комментариями о ряде других постсоветских фильмов я бы хотел вас ознакомить. Если заинтересует, книжку можно погуглить. Она есть в интернетпросторах в электронном виде.
«Сволочи»
«Вручать приз за лучший фильм этому фильму… позорящему мою страну, я не буду».
Кинорежиссер Владимир Меньшов.
Самое наглое в этой истории - то, что рекламная кампания фильма о детях-смертниках, которых готовит НКВД, строилась на подчеркивании: мол, все это - суровая скрываемая от народа правда. Можете ознакомиться с гигантскими интервью автора сценария о том, как его, подростка, якобы самого готовили к участи смертника. «На моем курсе было 60 человек - пацаны от 14 до 16 лет, разбитые по пятеркам. Конечно, все со статьями, в основном - убийства». Что тут добавить? Всяко уж мы изваляли СССР, а теперь вот еще повесили на него преступления самих нацистов - подготовку детей-смертников. Сценарист от фильма впоследствии отрекся, заявив, что его… обманули. Якобы пока сценарий переходил из рук в руки, содержание кто-то извратил. Режиссер от фильма тоже отрекся, заявив, что и его… обманули. Ответственные за выделение на это лживое антигосударственное кино госсредств ни за что, естественно, не ответили. Скверная вышла история. Когда «Сволочи» получали киноприз российского MTV (слава богу, хоть не канала «Культура») ведущий церемонию Владимир Меньшов бросил конверт на пол и отказался вручать премию.
«Штрафбат»
«Это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники».
«Независимая газета».
Фильм снят масштабно. Не банальный сериальчик - полноценное многосерийное кино. Снят, признаемся, талантливо. Хорошие актеры. Динамичный сюжет. Вызвать ненависть и презрение к «Совку» и коммунистам - эту задачу «Штрафбат» решает на все 100 %. Только вот к исторической правде это насквозь идеологизированное кино имеет крайне отдаленное отношение. От первого до последнего кадра - традиционный набор «ляпов», натянутостей, и тех преувеличений по форме, которые, в конечном счете, полностью дезавуируют содержание. Суперположительный герой Серебрякова в штрафбате прямиком с 1941-го (хотя штрафбаты опять же - появились во второй половине 1942-го). Уголовная мразь воюет вперемешку с честными невинно осужденными офицерами (на самом деле они не смешивались, бывшие зэки могли попасть только в штрафные роты). Штрафник-командир (командирами были только кадровые офицеры - причем лучшие, направляли туда с повышением в звании и денежном содержании). Пожизненный срок пребывания в штрафбате (в действительности - три месяца максимум, или до первого ранения, или до первого боевого отличия). Заградотряды с пулеметами за спиной штрафбата (не было такого, у заградотрядов - другие функции). Штрафников отправляют в разведку - за линию фронта. Не было. Штрафбат не мог выполнять функции дивизионной разведки. В разведке солдаты добивают своего раненого… Ну, это уже просто прямое оскорбление фронтовикам. Постоянные политические «разговорчики» в землянках и казармах… Эх, ну это же не курилка во ВГИКе 70-х. Не было в те годы такого, да и не могло быть - боялись. Наконец, «еврейской темы» на фронте просто не существовало. Были мы и немцы, национальный вопрос - дело более спокойных и в чем-то более глупых времен. В общем, набор черных мифов, которых авторам было бы легко избежать, прояви они хотя бы минимальную любознательность. Но, не проявили. И не случайно, ибо в одном «Штрафбат» - фильм действительно новаторский. В том, что в нем невежество идет не от лени создателей, а от принципа. Режиссер Николай Досталь: «У нас официальных консультантов не было, и не было умышленно. Мы понимали, что идем на исторические неточности в угоду художественной выразительности, и не хотели консультанта-историка, который бы нас все время хватал за руку… Уже когда картина была готова, я прочитал в одном из последних интервью Виктора Астафьева горькую, но правильную фразу: „Мы войну выиграли мясом“. Наша картина как раз об этом». (Из интервью создателей фильма на Би-Би-Си). Впрочем, полностью избежать услуг консультантов творческой группе не удалось. Был задан вопрос: «Где актеры научились так выразительно играть уголовников?» Актер Юрий Степанов ответил: «Были кое-какие консультации и разговоры. Тех, кто прошел штрафбат, почти не осталось, но я лично беседовал с некоторыми людьми, которых можно назвать, скажем так, действующими ворами». Ничего добавлять не буду - удержусь.
«В августе 44-го…»
«Я виноват. Должен был подставить свою голову, но, извините, не успел».
Из фильма.
Этот фильм почему-то так не понравился автору романа «Момент истины (В августе 44-го)», Владимиру Богомолову, что он даже снял свое имя с титров. Видимо, как бывший контрразведчик автор оставался излишне требовательным к себе и другим. Требовал максимальной точности от всех, от каждого эпизода, каждой детали. В кино же такого достигнуть, увы, практически невозможно. Помнится, когда кто-то выразил сомнение, будто у СМЕРШевцев существовала такая боевая техника - стрельба по-македонски, т. е. на ходу из двух пистолетов по движущейся цели.
Удостоверение сотрудника СМЕРШ. Настоящее. Как видите, это структура НКО - не «гэбэшная», армейская. На флоте и в НКВД были свои отдельные СМЕРШи.
Богомолов ответил сразу же, и, как всегда, подтвердил документами. В 1934 году в Марселе усташами, адептами стрельбы по-македонски, при наличии самой тщательной охраны кортежа были застрелены югославский король Александр и министр иностранных дел Франции Барту. После этого стрельбу по-македонски начали культивировать офицеры советской военной контрразведки. К 1944 году, когда происходит действие романа, стрельба по-македонски культивировалась по крайней мере в семи странах, в т. ч. лучшими агентами ФБР и Скотланд Ярда. В художественном романе было использовано множество подлинных документов: приказов, сводок, ориентировок, за всяким эпизодом - реальные случаи, воспоминания военных контрразведчиков, архивные данные. Автора консультировал непосредственно бывший начальник ГРУ Наркомата обороны СССР (в 1942-45 гг.) И. И. Ильичев. В экспертном заключении по роману № 3/14861 от 7 августа 1974 года говорится: «Публикуемые в материале документы, за исключением элементов привязки (фамилии и воинские звания участников событий, время и места действия, порядковые номера соединении и частей), текстуально идентичны подлинным соответствующим документам». Изданная многомиллионным тиражом книга, а затем многократно показанный по телевизору фильм начисто снесли негативный образ СМЕРШа. Для тех, кто прочел - увидел - и осмыслил произведение Богомолова, нет больше засевших в кустах с пулеметами контрразведчиков, стреляющих в спины драпающим штрафникам. Теперь мы знаем, чем в действительности занимался СМЕРШ. Есть капитан Алехин (Е. Миронов) и старлей Таманцев (В. Галкин) - обаятельные, мужественные, умные герои. Есть генерал Егоров (А. Петренко), ради успеха дела готовый перечить чуть ли не Сталину. А фразы из кино вошли в разговорную речь. Запомните две условные фразы: «Не могу понять» означает «предельное внимание», «Будьте любезны» значит «полная боевая готовность». «Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете».